10 трендов веб-разработки в 2023 году
2 года назад·10 мин. на чтение
В этой статье отметим новые тенденции в веб-разработке, которые, безусловно, будут вызывать интерес среди веб-разработчиков.
SSR фреймворки
Одностраничные приложения (SPA) и соответствующие им фреймворки (например, React.js, Vue.js, Svelte.js) прошли через более или менее громкие циклы и существуют уже много лет. Однако с появлением мета-фреймворков поверх этих решений мы можем наблюдать четкую тенденцию перехода приложений от рендеринга на стороне клиента (CSR) к рендерингу на стороне сервера (SSR). В наши дни SSR повсеместно используется при работе с JavaScript-фреймворками. Самый популярный SSR фреймворк под названием Next.js работает поверх React.js. Эндрю Кларк, core разработчик React, назвал его "настоящим релизом React 18" в 2022 году, потому что он поставляется со всеми встроенными возможностями (например, Suspense, streaming SSR), которые команда React предоставляет в качестве фундаментальных строительных блоков на нижнем уровне библиотеки. И Vercel (компания, стоящая за Next.js), и основная команда React.js работают в тесном сотрудничестве, обеспечивая отличный опыт для разработчиков.Виды рендеринга
В то время как в последнее десятилетие (2010 - 2020) доминировали одностраничные приложения (SPA) с их клиентским рендерингом (CSR), начиная с Knockout.js и Ember.js и заканчивая Angular.js, React.js и Vue.js, в последние годы наблюдается растущий интерес к рендерингу на стороне сервера (SSR) с SSR-фреймворками. Со стороны кажется, что цикл снова замыкается, потому что мы уже давно (с 2005 по 2010 год) используем SSR с внедрением JavaScript (например, jQuery, MooTools, Dojo.js) в многостраничных приложениях (MPA). Однако, если раньше использовилась Java (например, JSP) или позже Ruby on Rails, то в этот раз все по-другому, потому что вместо этого мы полагаемся на JavaScript. В течение нескольких лет Next.js был движущей силой этой тенденции, однако, другие SSR-фреймворки, такие как SvelteKit, догоняют. SSR довольно долго конкурировал со статической генерацией сайтов (SSG) за идеальную производительность, хотя оба паттерна служат совершенно разным целям. В то время как последний паттерн используется для статического контента (например, веб-сайты типа блога), первый используется для динамического контента (например, веб-приложения). Если SEO имеет значение, то и SSR, и SSG могут иметь смысл. Однако при необходимости создания динамичного контента или контента, ориентированного на пользователя, с аутентификацией, разработчики не могут выбрать SSG (один раз собрать перед развертыванием, поэтому статичен) и вынуждены выбирать между SSR (сборка по требованию для каждого запроса с индивидуальными данными на сервере) и CSR (выборка индивидуальных данных по требованию на клиенте).Serverless (бессерверные функции)
Технологии рендеринга, такие как SSR и SSG, очень коррелируют с тенденцией serverless at the edge, потому что обе они ориентированы на производительность с целью обеспечения бесшовного пользовательского опыта в браузере. По сути, стремление обслуживать пользователей быстрее веб-сайтов и веб-приложений вызвало интерес к serverless edge. Но давайте начнем с самого начала: Бессерверность, также известная как бессерверные функции, бессерверные вычисления (например, AWS Lambda) или облачные функции (например, Google/Firebase Cloud Functions), уже несколько лет является большой тенденцией в облачных вычислениях. Хотя бессерверность по-прежнему означает наличие работающего (удаленного) сервера, разработчику не нужно управлять сервером и связанными с ним задачами (например, масштабирование инфраструктуры по требованию). Вместо этого необходимо развернуть одну функцию как бессерверную функцию, о которой позаботится облачный провайдер.Возрождение баз данных
С появлением бессерверных функций (на границе) базы данных также переживают ренессанс. При использовании бессерверных функций разработчики быстро столкнулись с проблемой открытия слишком большого количества соединений с базой данных, поскольку существует не один сервер, который держит открытым одно соединение, а множество бессерверных функций с соединением 1:1 с базой данных. Решением этой проблемы стало объединение соединений, но об этом приходится заботиться либо самостоятельно, либо с помощью стороннего сервиса. Популярными соперниками в области бессерверных баз данных являются PlanetScale (MySql), Neon (PostgreSQL) и Xata (PostgreSQL), которые имеют множество функций, таких как разветвление баз данных, дифферинцирование схем и мощный поиск/аналитика/инсайты. Когда речь заходит о бессерверных системах, они предоставляют краевое кэширование или распределенную базу данных только для чтения, чтобы переместить данные ближе к пользователям с минимальной задержкой. Если сторонний сервис должен распространять не только вашу базу данных, но и ваше приложение, Fly.io упаковывает все в одну платформу. Что выводит нас за рамки только баз данных, где также происходит много движений. Railway, рассматриваемый как преемник Heroku, предлагает все для платформы как услуги (PaaS) для развертывания вашего технологического стека. Если вы хотите продвинуться на один шаг вверх по цепочке услуг в сторону Backends as a Service (BaaS), вы получите альтернативу Firebase с открытым исходным кодом - Supabase, которая поставляется с хостингом приложений/баз данных, аутентификацией и пограничными функциями.Среды выполнения JavaScript
Все началось с того, что Райан Дал объявил о Node.js на конференции в 2009 году. То, что начиналось как эксперимент, который отделил JavaScript от браузера и сделал его доступным на сервере, стало одним из самых больших факторов успеха JavaScript за последнее десятилетие. По сути, Райан Дал использовал JavaScript Engine под названием V8 (реализованный в Chrome) для Node.js без самого браузера. Таким образом, и браузер Chrome, и Node.js используют один и тот же JavaScript Engine, но имеют свои собственные JavaScript Runtimes (например, Browser APIs vs Node APIs) для взаимодействия с ним. Десятилетие спустя Райан Дал объявил Deno преемником Node с обещанием предоставить разработчикам более безопасную и быструю среду, которая поставляется с похожими API браузера, TypeScript и стандартной библиотекой из коробки. Однако Deno, который также работает на V8, является лишь одним из многих JavaScript Runtimes в наши дни.Монорепо
В прошлом монорепо использовалось в основном для крупномасштабных приложений, где один проект содержит более мелкие проекты в одном репозитории с контролем версий. Каждый из этих небольших проектов может быть чем угодно - от отдельного приложения (например, SPA, MPA) до пакета многократного использования (например, функции, компоненты, сервисы). Практика объединения проектов восходит к началу 2000 годов, когда это называлось общей кодовой базой. Однако в наши дни монорепозитории используются не только крупными приложениями, но и небольшими компаниями и проектами с открытым исходным кодом, которые, несомненно, извлекут из них пользу. Например, компания может иметь различные пакеты в монорепозитории, начиная от общих компонентов пользовательского интерфейса, общей системы проектирования (например, многоразовое совместное проектирование) и заканчивая широко используемыми полезными функциями для соответствующей области.CSS на утилитах
Разработчики либо любят, либо ненавидят его: Tailwind CSS является примером CSS с утилитами. В то время как одна сторона разработчиков ненавидит его за многословность в коде пользовательского интерфейса, другая сторона разработчиков любит его за его великолепный DX. Как разработчик, вы настраиваете его один раз в своем проекте и сразу же используете его готовый CSS в HTML. Этому разделению любви и ненависти к CSS, ориентированному на утилиты, может прийти конец с недавним ростом рендеринга на стороне сервера (SSR). В течение нескольких лет CSS-in-JS решения, такие как Styled Components (SC) и Emotion, были преобладающей силой для стилизации современных веб-приложений на основе компонентов. Однако, если производительность в мире SSR является одной из основных целей, CSS-in-JS имеет негативные последствия: увеличение размера пакета (SC - 12,7 кБ, Emotion - 7,9 кБ) и, что более важно, накладные расходы во время выполнения из-за сериализации CSS перед вставкой в DOM.TypeScript
Эволюция от JavaScript к TypeScript неостановима. В этой большой миграции веб-разработки безопасность типов E2E для фулстек приложений, безусловно, является важной тенденцией. Реализация этой концепции зависит от коммуникационного уровня (API), который необходим для передачи типизированных сущностей (например, тип User, тип BlogPost) от сервера к клиентскому приложению. Обычными подходами в веб-разработке для связи клиент-сервер являются REST и GraphQL. Оба этих языка можно использовать с OpenAPI для REST и GraphQL Code Generator для GraphQL для создания типизированного файла схемы для фронтенд приложения. Однако появилась новая восходящая звезда типобезопасных API под названием tRPC, которая может быть использована в качестве замены REST/GraphQL. Если вы работаете в монорепо TypeScript, где фронтенд и бэкенд совместно используют код, tRPC позволяет экспортировать все типы из бэкенда во фронтенд-приложение без промежуточной генерации типовой схемы. Впоследствии фронтенд может вызывать API бэкенда, просто используя типизированные функции, которые под капотом соединены HTTP для обеспечения фактического взаимодействия между клиентом и сервером. Общая тенденция, безусловно, направлена на использование большего количества таких типобезопасных решений для фулстек приложений, таких как tRPC, Zod, Prisma и TanStack Router, которые обеспечивают типобезопасность приложения.Инструменты сборки
В React несколько лет доминировал create-react-app (CRA). В свое время это была небольшая революция, поскольку начинающие разработчики получали готовый стартовый проект React без необходимости настраивать Webpack с React. Однако за последний год Webpack довольно быстро устарел. Vite - это новый инструмент в блоке, когда речь идет об одностраничных приложениях (SPA), поскольку он работает со всеми популярными фреймворками (например, React.js) для создания стартового проекта. Разработанный Эваном Ю, создателем Vue.js, он называет себя фронтенд-инструментом нового поколения. Под капотом он получает свою мощь от esbuild, который по сравнению с другими JavaScript бандлерами написан на Go, и поэтому собирает зависимости в 10-100 раз быстрее, чем его конкуренты (например, Webpack). В то время как экосистема Vite процветает благодаря таким дополнениям, как Vitest (альтернатива Jest для тестирования), совсем недавно появились другие конкуренты, такие как Turbopack от Vercel. Turbopack называют преемником Webpack, потому что его создателем является Тобиас Копперс, создатель Webpack. Поскольку Next.js все еще использует Webpack, а Turbopack разработан той же компанией, мы можем ожидать, что Next.js и Turbopack будут идеально сочетаться в будущем.Разработка с использованием искусственного интеллекта
Заменит ли ИИ в конечном итоге работу разработчика? На этот вопрос пока нет ответа, однако разработка с использованием ИИ стала реальностью в 2022 году. С выходом GitHub Copilot разработчики получили возможность работать в паре с ИИ-программистом в своей любимой IDE. Это так же просто, как написать код (или написать комментарий с указанием того, что вы хотите написать), и GitHub Copilot автоматически заполнит детали реализации в соответствии со своим пониманием. Но на этом все не заканчивается: ChatGPT от OpenAI - это более общая языковая модель, которая также заботится о задачах программирования. Хотя вы можете задавать ChatGPT вопросы в свободной форме, он также способен выполнять задачи по кодированию. Многие разработчики уже заметили, что используют ChatGPT в качестве замены StackOverflow. Во многих ситуациях ChatGPT давал полезные ответы (хотя и не всегда безупречные), когда использовался в качестве замены поисковой системы. Поскольку последнему приходится иметь дело с большим количеством SEO-спама (не только для контента, связанного с разработкой), ChatGPT рассматривается как жизнеспособная альтернатива на данный момент. Для того чтобы правильно формулировать и задавать запросы в системе ChatGPT для получения наиболее точных и информативных ответов, рекомендую прочитать Как написать запрос к ChatGPT. От промпта к результату.Ещё
Есть несколько заслуживающих внимания упоминаний, но которые не попали в список трендов: Tauri как альтернатива Electron для настольных приложений, реализованных на JavaScript/CSS/HTML, Playwright как альтернатива Cypress для E2E тестирования, Warp и Fig как терминалы нового поколения, CSS Container Queries как альтернатива CSS Media Queries для отзывчивого дизайна, и, наконец, htmx как обогащенный HTML для создания интерактивных пользовательских интерфейсов без JavaScript.Многоуровневая архитектура React компонентов
год назад·4 мин. на чтение
Раскрываем секреты создания масштабируемых и поддерживаемых React компонентов
Сопровождаемость является важным аспектом любой системы. Он определяет, насколько легко система может быть обновлена. Система будет работать оптимально только в том случае, если все компоненты хорошо обслуживаются.
Если ваш проект имеет хорошо поддерживаемую архитектуру, разработчики могут легко понять проект и внести точечные изменения, чтобы повысить производительность при одновременном сокращении циклов разработки, тестирования и выпуска.
Архитектура проекта является ключевым фактором, определяющим простоту обслуживания компонентов проекта. Многоуровневая архитектура является одной из лучших архитектур для написания поддерживаемых компонентов для UI фреймворков, таких как React. Поэтому в этой статье мы обсудим, как использовать многоуровневую архитектуру для написания простых в обслуживании компонентов на React и каких ошибок следует избегать.
Что такое многоуровневая архитектура и зачем ее использовать?
Многоуровневая архитектура — это шаблон проектирования программного обеспечения, который организует приложение на несколько уровней, каждый из которых имеет определенный набор обязанностей. Эти слои организованы иерархически, при этом уровни более высокого уровня полагаются на слои более низкого уровня. Большинство многоуровневых архитектур имеют три или четыре стандартных уровня. Каждый слой может быть разработан и протестирован независимо в многоуровневой архитектуре, и изменения в одном слое не влияют на другие. Такое разделение позволяет разработчикам создавать организованные, модульные и масштабируемые системы, которые легче поддерживать и обновлять. Кроме того, такой подход позволяет вносить изменения в приложение без необходимости переписывать большие участки кода, снижая риск внесения ошибок или нарушения существующей функциональности. Давайте рассмотрим трехуровневую архитектуру в качестве примера, чтобы увидеть, как она может улучшить процесс разработки.Трехуровневая архитектура
Вот эти три основных слоя: Презентационный слой (уровень представления, presentation layer) Уровень бизнес-логики (business logic layer, BLL) Уровень доступа к данным (data access layer, DAL) Уровень представления управляет взаимодействием с пользователем и представляет данные пользователю. Этот слой может представлять собой форму веб-интерфейса, десктопного или мобильного приложения. Он взаимодействует с уровнем бизнес-логики для выполнения действий и извлечения данных. Уровень бизнес-логики отвечает за реализацию бизнес-правил и рабочих процессов приложения. Этот уровень должен быть полностью независимым от уровня представления и не иметь представления о пользовательском интерфейсе. Он должен содержать всю логику и алгоритмы приложения и взаимодействовать с уровнем доступа к данным для получения необходимых данных. Уровень доступа к данным отвечает за взаимодействие с источниками данных приложения. Этот уровень отвечает за извлечение и хранение данных и должен быть отделен от уровня бизнес-логики. Он должен включать весь код, связанный с доступом к базе данных, вызовами API и другими внешними источниками данных.Как использовать трехуровневую архитектуру в React
Давайте теперь рассмотрим, как мы можем применить принцип многоуровневой архитектуры к нашим React приложениям.Уровень доступа к данным
Этот слой обычно реализуется в виде набора служебных функций (утилит), которые могут быть повторно использованы различными кастомными хуками. Рассмотрим следующую служебную функциюfetchData()
, которая используется для получения данных из API.
Эту функцию можно использовать на уровне бизнес-логики всякий раз, когда вам нужно получить данные API без написания дублирующегося кода. Вы можете передавать URL-адрес через аргумент и изменять функцию по мере роста проекта. При тестировании вызовов API вы можете вызвать эту функцию с фиктивными данными, чтобы упростить процесс.export default async function fetchData() { const response = fetch('https://jsonplaceholder.typicode.com/users/1').then( (res) => { if (res.ok) return res.json(); return Promise.reject(res); } ); return response; }
Уровень бизнес-логики
Этот слой обычно реализуется в виде набора пользовательских хуков, которые можно повторно использовать в разных компонентах. Рассмотрим следующий пользовательский хукseUserData()
, который используется для получения данных о пользователе.
Как видите, здесь вызывается функцияimport React from "react"; import fetchData from "../util/fetchData"; const useUserData = () => { const [userData, setUserData] = useState([]); useEffect(() => { fetchData() .then((data) => setUserData(data)) .catch((res) => console.error(res.status)); }, []); return [userData]; }; export default useUserData;
fetchData()
из слоя доступа к данным. Чтобы сделать этот хук более переиспользуемым, передайте путь URL-адреса в качестве аргумента кастомному хуку и передайте его в функцию fetchData()
.
Презентационный слой
Уровень представления должен содержать все компоненты пользовательского интерфейса, отвечающие за отрисовку данных и реагирование на действия пользователя в приложении React. В этих компонентах не должно быть бизнес-логики или кода запроса данных. Взглянем на пример компонентаUserProfile
ниже.
Пользовательский хукimport React from "react"; import useUserData from "./customHooks/useUserData"; const UserProfile = () => { const [userData] = useUserData(); return ( <div> {userData.id ? ( <div> <ul> {userData.name} </ul> <ul> {userData.email} </ul> </div> ) : ( <p>Loading data...</p> )} </div> ); } export default UserProfile;
useUserData()
используется в компоненте для взаимодействия с уровнем бизнес-логики и получения пользовательских данных для отображения пользователю. Помимо функции return
, единственное, что должно быть включено в UI компоненты, как показано в этом примере, — это вызовы функций для уровня бизнес-логики.
Это дает вам четкие UI компоненты, что значительно упрощает поиск и исправление ошибок, связанных с пользовательским интерфейсом.
Ошибки, которых следует избегать при использовании многоуровневой архитектуры
- Переусложнение — поддерживайте простую и масштабируемую архитектуру и отказывайтесь от использования подходов, которые не соответствуют шаблонам React, таких как подходы на основе наследования.
- Сильная связанность — когда слои плотно связаны, то заменить один, не затрагивая другие, может быть стать сложной задачей. Уменьшите связанность, используя соответствующие шаблоны и методы, такие как внедрение зависимостей и интерфейсы.
- Игнорирование производительности — при неправильной реализации многоуровневая архитектура может повлиять на производительность приложения. При оптимизации архитектуры для повышения производительности учитывайте такие факторы, как разделение кода, отложенная загрузка и кэширование.
- Плохие соглашения об именах — используйте четкие и согласованные соглашения об именах для слоев, компонентов и функций. В противном случае разработчикам будет сложно понять и поддерживать код в долгосрочной перспективе.
- Отсутствие тестирования — каждый слой должен быть тщательно протестирован, чтобы убедиться, что он работает должным образом. Неспособность протестировать каждый слой может привести к ошибкам и другим проблемам в приложении.
- Отсутствие связности — каждый слой должен иметь высокую степень связности. Связность относится к тому, насколько тесно связаны функции и обязанности внутри слоя. Низкая связность может привести к тому, что код будет трудно понять и поддерживать.