5 кастомных React хуков, которые улучшат ваш код

год назад·3 мин. на чтение

В этой статье рассмотрим несколько очень полезных React хуков.

1. Хук useWindowSize - хук для получения размера экрана

Я уверен, что в некоторых проектах, над которыми вы работали, вам нужно было получить ширину и высоту окна пользователя. Так вот, теперь у вас есть хук для этого, так что вы можете сделать это еще проще, чем раньше.
import { useState, useEffect } from "react";

interface WindowSize {
  width: number;
  height: number;
}

const useWindowSize = (): WindowSize => {
  const [windowSize, setWindowSize] = useState<WindowSize>({
    width: window.innerWidth,
    height: window.innerHeight,
  });

  useEffect(() => {
    const handleResize = () => {
      setWindowSize({
        width: window.innerWidth,
        height: window.innerHeight,
      });
    };
    window.addEventListener("resize", handleResize);

    return () => {
      window.removeEventListener("resize", handleResize);
    };
  }, []);

  return windowSize;
};
Этот хук может быть особенно полезен при реализации отзывчивого дизайна, когда по какой-то причине вам нужно запустить определенный код при определенных размерах. Более продвинутый вариант этого хука можно найти в статье “Хук useResize для отслеживания ширины экрана в ReactJS”.

2️. Хук useKeyPress - хук для определения нажатия клавиши

Следующий хук позволяет определить, когда нажата определенная клавиша. Это может вызвать события или действия, основанные на нажатой клавише. Например, для закрытия модального окна, отправки формы и т.д.
import { useState, useEffect } from "react";

const useKeyPress = (targetKey: string): boolean => {
  const [keyPressed, setKeyPressed] = useState(false);

  const downHandler = ({ key }: KeyboardEvent) => {
    if (key === targetKey) {
      setKeyPressed(true);
    }
  };

  const upHandler = ({ key }: KeyboardEvent) => {
    if (key === targetKey) {
      setKeyPressed(false);
    }
  };

  useEffect(() => {
    window.addEventListener("keydown", downHandler);
    window.addEventListener("keyup", upHandler);

    return () => {
      window.removeEventListener("keydown", downHandler);
      window.removeEventListener("keyup", upHandler);
    };
  }, []);

  return keyPressed;
};
Пример использования:
const closeModalKeyPress = useKeyPress("Escape");

3. Хук useInterval - хук для вызова функции setInterval

Этот хук позволяет вам использовать функцию setInterval в качестве хука. Как и функция setInterval, этот хук имеет множество применений, например, анимация, обновление данных через регулярные промежутки времени или даже установка таймера.
import { useState, useEffect, useRef } from "react";

const useInterval = (callback: () => void, delay: number | null) => {
  const savedCallback = useRef<() => void>();

  useEffect(() => {
    savedCallback.current = callback;
  }, [callback]);

  useEffect(() => {
    function tick() {
      savedCallback.current && savedCallback.current();
    }
    if (delay !== null && delay > 0) {
      let id = setInterval(tick, delay);
      return () => clearInterval(id);
    } else {
      tick();
    }
  }, [delay]);
};
Можно использовать этот хук следующим образом:
const [count, setCount] = useState(0);

useInterval(() => {
  setCount(count + 1);
}, 1000);

4. Хук useDebounce

Теперь мы поговорим о хуке, который выполняет функцию только после того, как пройдет определенное количество времени без ее вызова. Это полезно, например, для ограничения скорости вызовов API или обновления состояния при изменении ввода, например, когда вы набираете текст в поисковой строке.
import { useEffect, useRef } from 'react';

export function useDebounce(callback:Function, timeout: number = 200, deps: Array<any> = []) {
  const data = useRef({ firstTime: true });
  useEffect(() => {
    const { firstTime, clearFunc } = data.current;

    const handler = setTimeout(() => {
      if (clearFunc && typeof clearFunc === 'function') {
        clearFunc();
      }
      data.current.clearFunc = callback();
    }, timeout);

    return () => {
      clearTimeout(handler);
    };
  }, [timeout, ...deps]);
}

export default useDebounce;
Пример использования:
const [inputValue, setInputValue] = useState("");

useDebounce(() => {
  // вызов APIl
}, 500);

5️. Хук useThrottle

Throttle означает, что функция будет выполняться один раз за каждый заданный промежуток времени. Это может быть полезно для предотвращения быстрого запуска слишком большого количества вызовов API или событий.
import { useEffect, useRef } from 'react';

export const useThrottle = (callback:Function, delay: number = 200, deps: Array<any> = []) => {
  const lastRan = useRef(Date.now());

  useEffect(
    () => {
      const handler = setTimeout(function() {
        if (Date.now() - lastRan.current >= delay) {
          callback();
          lastRan.current = Date.now();
        }
      }, delay - (Date.now() - lastRan.current));

      return () => {
        clearTimeout(handler);
      };
    },
    [delay, ...deps],
  );
};

export default useThrottle;
Пример:
const [inputValue, setInputValue] = useState("");

useThrottle(() => {
  // вызов API
}, 500);
Еще больше крутых хуков вы можете найти в каталоге хуков.

Парадигмы программирования - императивная и декларативная

год назад·5 мин. на чтение

В этой статье поговорим о парадигмах программирования. Затронем императивную и декларативную парадигмы. Для сравнения разберем несколько небольших примеров. В конце мы взглянем на парадигмы с точки зрения эволюции.

Это серия статей о функциональном программировании:
  1. Парадигмы программирования (рассматривается в этой статье)
  2. Композиция
  3. Функторы
  4. Каррирование
  5. Чистые функции
  6. Функции первого класса

Парадигмы программирования

Парадигма программирования — это стиль или "способ" программирования. Поэтому некоторые языки заставляют нас писать в определенной парадигме. Другие языки оставляют варианты открытыми для программиста, где каждая парадигма следует набору понятий. За всю историю компьютерного программирования инженеры разработали разные языки. Каждый язык основывался на одной или нескольких парадигмах. Эти парадигмы принадлежат к одной из следующих двух основных категорий:

1. Императивная парадигма

В императивных языках программирования поток управления является явным, где программист инструктирует программу, как изменить ее состояние. В императивную парадигму также включается:
  • Структурная парадигма
  • Объектно-ориентированная парадигма

2. Декларативная парадигма

В декларативной парадигме поток управления является неявным, когда программист указывает программе, что следует делать, не указывая, как это должно быть сделано. В декларативную парадигму также включается:
  • Функциональная парадигма
  • Логическая парадигма
  • Математическая парадигма
  • Реактивная парадигма
Большинство языков принадлежат либо к императивной, либо к декларативной парадигме, где каждая парадигма имеет набор понятий, которым необходимо следовать. Рассмотрим подробнее каждую парадигму.

Императивная парадигма

Императивная парадигма немного изменилась из-за структурной парадигмы, но у нее все еще есть проблемы:
  • Указание программе, как что-то делать (поток управления является явным)
  • Общее состояние
Чтобы понять эти проблемы рассмотрим примеры.

Проблема 1: Указание программе, как что-то делать (поток управления является явным)

Кейс: представьте себе 1000 сотрудников с руководителем, который ведет их по проекту. Руководитель начинает рассказывать 1000 сотрудников, как делать вещи одну за другой. Как вы думаете, насколько это будет плохо? Я почти уверен, что вы видите, что этот стиль управления на микроуровне имеет большие риски, ловушки и даже не сработает. Решение: Сгруппировать людей по зонам ответственности и делегировать в каждую группу руководителя группы. Руководитель каждой группы должен знать, как делать что-то для достижении цели. Это значительно уменьшит сложность, узкие места и станет намного проще в управлении. В этой аналогии
  • Руководитель = Программист
  • Руководители групп = Функции более высокого уровня
  • Сотрудники в каждой группе = Строки кода
Вывод: когда мы применяем организационную структуру более высокого порядка на программном уровне, наша жизнь становится проще.

Проблема 2: Общее состояние

Кейс: Представьте отца, у которого двое детей. У них есть общий банковский счет. Каждый месяц отец кладет на этот счет 1000 долларов. Оба ребенка не знают, что учетная запись используется совместно. Таким образом, они оба думают, что у каждого есть 1000 долларов, которые он может потратить на себя. В конце месяца оказывается, что на этом счету осталось -1000 долларов. Решение: У каждого ребенка должна быть отдельная учетная запись и указанная ежемесячная сумма. В этой аналогии:
  • Дети = Функции
  • Общий банковский счет = общее состояние
Вывод: Когда ваши функции имеют одно и то же состояние, они используют его неосознанно. Это испортит состояние вашей программы даже с двумя функциями. Так что всегда лучше, чтобы каждая функция имела собственное независимое состояние для использования.

Пример императивной парадигмы

Давайте посмотрим, как функция для суммирования может быть реализована в императивной парадигме.
const sum = (list) => {
  let result = 0
  for (let i = 0; i < list.length; i++) {
    result += list[i]
  }
  return result
}
Почему этот код считается императивным?
  1. Указание программе, как что-то делать (поток управления является явным): мы явно сообщаем циклу for, как работать. Также мы обращаемся к каждому элементу в массиве явно.
  2. Совместное состояние: результирующая переменная является общим состоянием, изменяющимся на каждой итерации (с общим состоянием в более крупных решениях будет гораздо сложнее справиться).

Декларативная парадигма

Декларативная парадигма — это когда программист указывает программе, что должно быть сделано, не указывая, как. В декларативной парадигме мы пишем функции, которые:
  • Описывают, что должна выполнять программа, а не как (неявный поток управления).
  • Не производят побочных эффектов (о которых мы поговорим позже).

Пример декларативной парадигмы

Мы увидели, как функция sum может быть реализована в императивной парадигме. Давайте посмотрим, как ее можно реализовать декларативно.
const add = (a, b) => a + b
const sum = (list) => list.reduce(add)
Похоже на магию? Но почему это считается декларативным?
  • Описано, что программа должна выполнять, а не как (неявный поток управления): нет явного итератора, нет явного указания циклу, как работать или как получить доступ к элементам. Это было достигнуто с помощью метода reduce.
  • Не производит побочных эффектов: общее состояние — это форма побочных эффектов, которая была полностью устранена с помощью метода reduce и функции add.

Еще одно сравнение

Что, если мы хотим суммировать только четные числа? Разберем эту задачу на примерах в разных парадигмах.

Императивная реализация

const evenSum = (list) => {
  let result = 0
  for (let i = 0; i < list.length; i++){
    if(list[i] % 2 === 0) {
      result += list[i]
    }
  }
  return result
}

Декларативная реализация

const evenSum = (list) => {    
  const isEven = (n) => n % 2
  const add = (a, b) => a + b
  return list.filter(isEven).reduce(add)
}
Как видим, если мы хотим сравнить обе парадигмы (императивную и декларативную), то декларативная парадигма (в нашем случае Функциональная парадигма) больше похожа на шестеренки. Вы разрабатываете свои шестеренки как отдельные единицы, затем добавляете их туда, где они вам нужны. Но в императивной парадигме это больше похоже на тесто. Почти все смешано и слито в один и тот же кусок код. В целом декларативная парадигма — это:
  • Предсказуемость
  • Тестируемость
  • Многоразовость
  • Настраиваемость
  • Кэшируемость
  • Поддерживаемость
  • Компонуемость
Некоторые из этих моментов не обязательно имеют смысл в контексте примера с функцией sum, но будут иметь смысл в следующих статьях о функциональном программировании.

Эволюция парадигм

Итак, у нас есть 2 основные парадигмы: императивная и декларативная, каждая из которых имеет подпарадигмы. Теперь поговорим подробнее о структурной, объектно-ориентированной и функциональной парадигмах. с эволюционной точки зрения. Каждая парадигма ограничивала способ программирования, вводя что-то новое.
  • Структурная парадигма: ограниченное использование goto и «потока передачи управления» за счет введения в наш код такой структуры, как if/else/then/loop и других. Другими словами, он ограничивает поток передачи управления.
  • Объектно-ориентированная парадигма: ограничение полиморфизма с использованием указателей на функции за счет введения полиморфизма с использованием наследования.
  • Функциональная парадигма: ограничения общего состояния и побочные эффекты за счет введения иммутабельности.
Имейте в виду, что каждая парадигма может использовать одну или несколько концепций других парадигм (например, как объектно-ориентированная, так и функциональная парадигмы используют концепции структурной парадигмы).

Итоги

В реальной жизни у нас разные парадигмы с разными стилями, которые требуют разного уровня мастерства. Практика большего количества парадигм даст вам больше возможностей. У объектно-ориентированной парадигмы есть свои особенности, у функционального программирования - свои. Чем сильнее вы становитесь в этих парадигмах, тем мощнее будут ваши решения.