Сужение типов в TypeScript
год назад·14 мин. на чтение
Туториал по TypeScript - Сужение типов в TypeScript
Содержание туториала по TypeScript
Предположим, что у нас есть функция
Если не считать добавленных нами аннотаций типов, этот TypeScript код выглядит как JavaScript. Идея состоит в том, что система типов TypeScript направлена на то, чтобы максимально упростить написание JavaScript кода, без необходимости лезть вон из кожи, чтобы обеспечить безопасность типов.
Хотя это может показаться не таким уж большим делом, на самом деле в этом коде скрывается много работы со стороны TypeScript. Подобно тому, как TypeScript анализирует значения во время выполнения с использованием статических типов, он накладывает анализ типов на конструкции потока управления во время выполнения JavaScript, такие как
Защитник типов
Как мы видели, JavaScript поддерживает оператор
Довольно популярно использовать такое поведение, особенно для защиты от таких значений, как
Сужение типов с оператором
В JavaScript есть оператор для определения наличия у объекта свойства с указанным именем: оператор
Сужение типов с
В JavaScript есть оператор для проверки того, является ли значение «экземпляром» другого значения. В JavaScript
Проблема с этой реализацией
Мы избавилась от ошибки. Когда каждый тип в объединении содержит общее свойство с литеральными типами, TypeScript считает это исключающим объединением (discriminated union) и может сузить круг членов объединения.
В данном случае это общее свойство было
Тип
При сужении можно уменьшить варианты объединения до такой степени, что можно убрать все возможные варианты и ничего не останется. В таких случаях TypeScript будет использовать тип
padLeft
.
Еслиfunction padLeft(padding: number | string, input: string): string { throw new Error('Not implemented yet!'); }
padding
является числом, оно будет рассматриваться как количество пробелов, которые мы хотим добавить перед input
. Если padding
является строкой, он должен просто добавлять padding
перед input
. Давайте попробуем реализовать логику, когда в padLeft
передается padding
как число.
TypeScript предупреждает нас, что добавлениеfunction padLeft(padding: number | string, input: string) { return ' '.repeat(padding) + input; // Argument of type 'string | number' is not assignable to parameter of type 'number'. // Type 'string' is not assignable to type 'number'. // Аргумент типа 'string | number' не может быть присвоен параметру типа 'number'. // Тип 'string' не может быть присвоен типу 'number'. }
string | number
в number
может не дать нам того, что мы хотим, и это правильно. Другими словами, мы не проверяли явно, является ли padding
числом, и не обрабатываем случай, когда это строка, так что давайте сделаем это.
function padLeft(padding: number | string, input: string) { if (typeof padding === 'number') { return ' '.repeat(padding) + input; } return padding + input; }
if/else
, тернарные условия, циклы, проверки на истинность и т.д., которые могут влиять на эти типы.
В нашей проверке if
TypeScript видит typeof padding === 'number'
и понимает это как особую форму кода, называемую защитой типа (type guard). TypeScript следует возможным путям выполнения, которые наши программы могут использовать для анализа наиболее конкретного возможного типа значения в данной позиции. Он рассматривает эти специальные проверки (называемые защитой типов) и присвоения, а процесс уточнения типов до более конкретных, чем объявленные, называется сужением (narrowing). Во многих IDE мы можем наблюдать за изменением этих типов, и мы даже будем делать это в наших примерах.
Существует несколько различных конструкций, которые применяются в TypeScript для сужения.function padLeft(padding: number | string, input: string) { if (typeof padding === 'number') { return ' '.repeat(padding) + input; // при наведении курсора на padding => (parameter) padding: number } return padding + input; // в этом случае при наведении курсора на padding => (parameter) padding: string }
Защитник типов typeof
Как мы видели, JavaScript поддерживает оператор typeof
, который может дать очень базовую информацию о типе значений, во время выполнения. TypeScript ожидает, что это вернет определенный набор строк:
"string"
"number"
"bigint"
"boolean"
"symbol"
"undefined"
"object"
"function"
padLeft
, этот оператор довольно часто встречается в ряде библиотек JavaScript, и TypeScript может понимать его для сужения типов в разных ветках кода.
В TypeScript проверка значения, возвращаемого typeof
, является защитой типа. Поскольку TypeScript понимает как typeof
работает с разными значениями, он знает о некоторых причудах в JavaScript. Например, обратите внимание, что в приведенном выше списке typeof
не возвращает строку null
. Рассмторим следующий пример:
В функцииfunction printAll(strs: string | string[] | null) { if (typeof strs === 'object') { for (const s of strs) { // Object is possibly 'null'. // Возможно, объект 'null'. console.log(s); } } else if (typeof strs === 'string') { console.log(strs); } else { // ничего не делать } }
printAll
мы пытаемся проверить, является ли strs
объектом, чтобы узнать, является ли он типом массива (сейчас самое время подчеркнуть, что массивы являются объектными типами в JavaScript). Но оказывается, что в JavaScript typeof null
на самом деле вернет "object"
! Это одна из тех досадных исторических случайностей.
Пользователи с достаточным опытом могут не удивиться, но не все сталкивались с этим в JavaScript. К счастью, TypeScript сообщает нам, что strs
был сужен только до string[] | null
вместо просто string[]
.
Проверка на истинность (Truthiness narrowing)
В JavaScript мы можем использовать любое выражение в условных выражениях, операторах&&
, ||
, операторах if
, логических отрицаниях (!
) и т.д. Например, операторы if
не ожидают, что их условие всегда будет иметь логический тип.
В JavaScript такие конструкции, какfunction getUsersOnlineMessage(numUsersOnline: number) { if (numUsersOnline) { return `There are ${numUsersOnline} online now!`; } return "Nobody's here. :("; }
if
, сначала "приводят" свои условия к булевым значениям, а затем выбирают свои ответвления в зависимости от того, является ли результат истинным или ложным. Такие значения, как
0
NaN
""
(пустая строка)0n
(bigint версия нуля)null
undefined
false
, а другие значения приводятся к true
. Вы всегда можете привести значения к логическим значениям, применив к ним функцию Boolean
или используя более короткое двойное логическое отрицание. (Последний имеет преимущество - TypeScript выводит узкий литеральный логический тип true
, в то время как в первом варианте выводится логический тип boolean
.)
// оба варианта имеют значение 'true' Boolean('hello'); // type: boolean, value: true !!'world'; // type: true, value: true
null
или undefined
. В качестве примера попробуем использовать его для нашей функции printAll
.
Обратите внимание, что мы избавились от приведенной выше ошибки, проверив, является лиfunction printAll(strs: string | string[] | null) { if (strs && typeof strs === 'object') { for (const s of strs) { console.log(s); } } else if (typeof strs === 'string') { console.log(strs); } }
strs
истинным. Это, по крайней мере, защищает нас от ужасных ошибок при запуске нашего кода, например:
Имейте в виду, однако, что проверка истинности примитивов часто может быть подвержена ошибкам. В качестве примера рассмотрим другой вариантTypeError: null is not iterable // TypeError: null не перечисляемый
printAll
.
Мы обернули все тело функции в проверку на истинность, но у такой реализации есть недостаток: мы больше не можем правильно обрабатывать случай пустой строки. И также рассмотрим пример сfunction printAll(strs: string | string[] | null) { // !!!!!!!!!!!!!!!! // Не делайте так! // Продолжайте чтение // !!!!!!!!!!!!!!!! if (strs) { if (typeof strs === 'object') { for (const s of strs) { console.log(s); } } else if (typeof strs === 'string') { console.log(strs); } } }
!
.
function multiplyAll( values: number[] | undefined, factor: number ): number[] | undefined { if (!values) { return values; } else { return values.map((x) => x * factor); } }
Сужение при проверке на равенство (Equality narrowing)
TypeScript также использует операторыswitch
и проверки на равенство, такие как ===
, !==
, ==
и !=
для сужения типов. Например:
Когда мы проверили, чтоfunction example(x: string | number, y: string | boolean) { if (x === y) { // Мы можем вызвать любой строковый метод у 'x' или 'y'. x.toUpperCase(); // (method) String.toUpperCase(): string y.toLowerCase(); // (method) String.toLowerCase(): string } else { console.log(x); // (parameter) x: string | number console.log(y); // (parameter) y: string | boolean } }
x
и y
равны в приведенном выше примере, TypeScript узнал, что их типы также должны быть равны. Поскольку string
— это единственный общий тип, который могут принимать как x
, так и y
, TypeScript знает, что x
и y
должны быть строкой в первой ветви.
Также работает проверка конкретных литеральных значений (в отличие от переменных). В разделе Проверка на истинность мы написали функцию printAll
, которая была подвержена ошибкам, потому что случайно неправильно обрабатывала пустые строки. Вместо этого мы могли бы сделать специальную проверку, чтобы заблокировать значения null
, и TypeScript по-прежнему корректно удалял бы null
из типа strs
.
Cлабые проверки равенства в JavaScript с помощьюfunction printAll(strs: string | string[] | null) { if (strs !== null) { if (typeof strs === 'object') { for (const s of strs) { // (parameter) strs: string[] console.log(s); } } else if (typeof strs === 'string') { console.log(strs); // (parameter) strs: string } } }
==
и !=
также корректно сужаются. Если вы не знакомы, проверка того, действительно ли что-то == null
, не только проверяет, является ли это именно значением null
, но также проверяет, является ли оно потенциально undefined
. То же самое относится и к == undefined
: он проверяет, является ли значение null
или undefined
.
interface Container { value: number | null | undefined; } function multiplyValue(container: Container, factor: number) { // Удаляем 'null' и 'undefined' из типа. if (container.value != null) { console.log(container.value); // (property) Container.value: number // Теперь можно безопасно умножить 'container.value'. container.value *= factor; } }
Сужение типов с оператором in
В JavaScript есть оператор для определения наличия у объекта свойства с указанным именем: оператор in
. TypeScript учитывает это как способ сузить число возможных типов.
Например, кодом: "value" in x
, где "value"
— строковый литерал, а x
— тип объединения. Ветвь с true
сужает типы x
, которые имеют либо необязательное, либо обязательное свойство value
, а ветвь false
сужает типы, которые имеют необязательное или отсутствующее свойство value
.
Повторим, что необязательные свойства будут существовать в обеих ветках, например, человек может и плавать (type Fish = { swim: () => void }; type Bird = { fly: () => void }; function move(animal: Fish | Bird) { if ('swim' in animal) { return animal.swim(); } return animal.fly(); }
swim
), и летать (fly
) (с соответствующим снаряжением):
type Fish = { swim: () => void }; type Bird = { fly: () => void }; type Human = { swim?: () => void; fly?: () => void }; function move(animal: Fish | Bird | Human) { if ('swim' in animal) { animal; // (parameter) animal: Fish | Human } else { animal; // (parameter) animal: Bird | Human } }
Сужение типов с instanceof
В JavaScript есть оператор для проверки того, является ли значение «экземпляром» другого значения. В JavaScript x instanceof Foo
проверяет, содержится ли Foo.prototype
в цепочке прототипов x
. Более подробно вернемся к этой теме, когда перейдем к классам. Как вы могли догадаться, instanceof
также является защитой типов, а TypeScript сужает типы в ветках, защищенных instanceof
.
function logValue(x: Date | string) { if (x instanceof Date) { console.log(x.toUTCString()); //(parameter) x: Date } else { console.log(x.toUpperCase()); // (parameter) x: string } }
Присваивания (Assignments)
Как мы упоминали ранее, когда мы присваиваем значение любой переменной, TypeScript смотрит на правую часть присваивания и соответствующим образом сужает тип левой стороны.Обратите внимание, что каждое из этих присвоений допустимо. Несмотря на то, что наблюдаемый типlet x = Math.random() < 0.5 ? 10 : 'hello world!'; let x: string | number; x = 1; console.log(x); // let x: number x = 'goodbye!'; console.log(x); // let x: string
x
изменился на number
после нашего первого присваивания, мы по-прежнему могли присвоить x
строку. Это связано с тем, что объявленный тип x
— тип, с которого начинается x
— это string | number
, а присваиваемость всегда проверяется по объявленному типу.
Если бы мы присвоили x
значение boolean
, мы бы увидели ошибку, поскольку это не было частью объявленного типа.
let x = Math.random() < 0.5 ? 10 : 'hello world!'; let x: string | number; x = 1; console.log(x); // let x: number x = true; // Type 'boolean' is not assignable to type 'string | number'. // Тип 'boolean' нельзя присвоить к типу 'string | number'. console.log(x); // let x: string | number
Анализ потока управления
До этого момента мы рассмотрели несколько основных примеров того, как TypeScript сужает типы ветках. Но на самом деле происходит нечто большее, чем просто обход каждой переменной и поиск защитников типов вif
, while
, условных выражениях и т.д. Например.
function padLeft(padding: number | string, input: string) { if (typeof padding === 'number') { return ' '.repeat(padding) + input; } return padding + input; }
padLeft
возвращает значение из своего первого блока if
. TypeScript смог проанализировать этот код и увидеть, что остальная часть тела (return padding + input;
) недостижима в случае, когда padding
является числом. В результате удалось удалить number
из типа padding
(сужение от string | number
до string
) для остальной части функции.
Этот анализ кода, основанный на достижимости, называется анализом потока управления (control flow analysis), и TypeScript использует этот анализ потока для сужения типов по мере того, как он сталкивается с защитой типов и присваиваниями. Когда переменная анализируется, поток управления может разделяться и объединяться снова и снова, и можно наблюдать, что эта переменная имеет разный тип в каждой точке.
function example() { let x: string | number | boolean; x = Math.random() < 0.5; console.log(x); // let x: boolean if (Math.random() < 0.5) { x = 'hello'; console.log(x); // let x: string } else { x = 100; console.log(x); // let x: number } return x; // let x: string | number }
Использование предикатов типа (type predicates)
До сих пор мы работали с существующими конструкциями JavaScript, чтобы сужать типы, однако иногда вам нужен более прямой контроль над тем, как типы меняются в вашем коде. Чтобы выразить определяемую пользователем защиту типа, нам просто нужно написать функцию, возвращаемый тип которой является предикатом типа:function isFish(pet: Fish | Bird): pet is Fish { return (pet as Fish).swim !== undefined; }
pet is Fish
— наш предикат типа в этом примере. Предикат принимает форму parameterName is Type
, где parameterName
должно быть именем параметра из текущей сигнатуры функции.
Каждый раз, когда isFish
вызывается с некоторой переменной, TypeScript сужает эту переменную до этого конкретного типа, если исходный тип совместим.
Обратите внимание, что TypeScript не только знает, что// Теперь вызовы 'swim' и 'fly' - ок. let pet = getSmallPet(); if (isFish(pet)) { pet.swim(); } else { pet.fly(); }
pet
— это Fish
в ветке if
; он также знает, что в другой ветке у вас нет Fish
, поэтому у вас должна быть Bird
.
Вы можете использовать защиту типа isFish
для фильтрации массива Fish | Bird
и получить массив состоящий из Fish
:
const zoo: (Fish | Bird)[] = [getSmallPet(), getSmallPet(), getSmallPet()]; const underWater1: Fish[] = zoo.filter(isFish); // или, тоже самое const underWater2: Fish[] = zoo.filter(isFish) as Fish[]; // Предикат может нуждаться в повторении для более сложных примеров. const underWater3: Fish[] = zoo.filter((pet): pet is Fish => { if (pet.name === 'sharkey') return false; return isFish(pet); });
Исключающие объединения (discriminated unions)
Большинство примеров, которые мы рассмотрели ранее, были сосредоточены на сужении одиночных переменных с помощью простых типов, таких какstring
, boolean
и number
. Однако, большую часть времени в JavaScript мы будем иметь дело с немного более сложными структурами.
Представим, что мы пытаемся описать такие фигуры, как круги и квадраты. Круги отслеживают свои радиусы, а квадраты отслеживают длины своих сторон. Мы будем использовать поле под названием kind
, чтобы указать, с какой формой мы имеем дело. Вот первая реализация Shape
.
Обратите внимание, что мы используем объединение типов строковых литералов:interface Shape { kind: 'circle' | 'square'; radius?: number; sideLength?: number; }
"circle"
и "square"
. Используя "circle"
| "square"
вместо string
, мы можем избежать проблем с орфографическими ошибками.
Мы можем написать функциюfunction handleShape(shape: Shape) { // "rect" не входит в "circle"` или `"square" if (shape.kind === 'rect') { // This condition will always return 'false' since the types '"circle" | "square"' and '"rect"' have no overlap. // Это условие всегда будет возвращать 'false', так как типы '"circle" | "square"' и '"rect"' не пересекаются. // ... } }
getArea
, которая применяет правильную логику в зависимости от того, имеет ли она дело с кругом или квадратом. Сначала попробуем разобраться с кругами.
Вfunction getArea(shape: Shape) { return Math.PI * shape.radius ** 2; // Object is possibly 'undefined'. // Объект, возможно, 'undefined'. }
strictNullChecks
это выдает ошибку, что уместно, поскольку радиус может быть не определен. Но что, если мы выполним соответствующие проверки свойства kind
?
И здесь TypeScript не знает, что делать. Мы достигли точки, когда знаем о наших значениях больше, чем средство проверки типов. Мы могли бы попытаться использовать ненулевое утверждение (function getArea(shape: Shape) { if (shape.kind === 'circle') { return Math.PI * shape.radius ** 2; // Object is possibly 'undefined'. // Объект, возможно, 'undefined'. } }
!
после shape.radius
), чтобы сказать, что радиус определенно присутствует.
Но это выглядит не очень. Нам пришлось немного покричать на средство проверки типов с этими ненулевыми утверждениями (function getArea(shape: Shape) { if (shape.kind === 'circle') { return Math.PI * shape.radius! ** 2; } }
!
), чтобы убедить его, что shape.radius
был определен, но эти утверждения подвержены ошибкам, если мы начнем менять код. Кроме того, за пределами strictNullChecks
мы все равно можем случайно получить доступ к любому из этих полей (поскольку предполагается, что необязательные свойства всегда присутствуют при их чтении). Мы определенно можем сделать лучше.
Shape
заключается в том, что средство проверки типов не может узнать, присутствуют ли radius
или sideLength
на основе свойства kind
. Нам нужно сообщить то, что мы знаем, системе проверки типов. Имея это в виду, давайте еще раз обратимся к определению Shape
.
Здесь мы правильно разделилиinterface Circle { kind: 'circle'; radius: number; } interface Square { kind: 'square'; sideLength: number; } type Shape = Circle | Square;
Shape
на два типа с разными значениями свойства kind
, но radius
и sideLength
объявлены как обязательные свойства в соответствующих типах.
Давайте посмотрим, что здесь происходит, когда мы пытаемся получить доступ к радиусу Shape
.
Как и в случае с нашим первой реализациейfunction getArea(shape: Shape) { return Math.PI * shape.radius ** 2; // Property 'radius' does not exist on type 'Shape'. // Свойство 'radius' не существует в типе 'Square'. }
Shape
, это все еще ошибка. Когда радиус был необязательным, мы получили ошибку (с включенной strictNullChecks
), потому что TypeScript не мог определить, присутствует ли свойство. Теперь, когда Shape
является объединением, TypeScript сообщает нам, что Shape
может быть квадратом, а у квадратов не определен радиус! Обе интерпретации верны, но только объединенный тип Shape
вызовет ошибку независимо от того, как настроен strictNullChecks
.
Но что, если мы попытаемся снова проверить свойство kind
?
function getArea(shape: Shape) { if (shape.kind === 'circle') { return Math.PI * shape.radius ** 2; // (parameter) shape: Circle } }
kind
(это то, что считается дискриминантным свойством Shape
). Проверка того, является ли свойство kind
= "circle"
, избавляет от всех типов в Shape
, которые не имеют свойства kind
с типом "circle"
. Эта суженный shape
до типа Circle
.
Та же проверка работает и с операторами switch
. Теперь мы можем попытаться написать полную реализацию getArea
без каких-либо !
ненулевых утверждений.
Передача правильной информации в TypeScript — чтоfunction getArea(shape: Shape) { switch (shape.kind) { case 'circle': return Math.PI * shape.radius ** 2; // (parameter) shape: Circle case 'square': return shape.sideLength ** 2; // (parameter) shape: Square } }
Circle
и Square
на самом деле были двумя отдельными типами с определенными полями kind
— была крайне важна. Это позволяет нам писать типобезопасный код TypeScript.
Кроме того, попробуйте поиграть с приведенным выше примером и удалить некоторые из возвращаемых ключевых слов. Вы увидите, что проверка типов может помочь избежать ошибок при случайном переходе через разные ветки в операторе switch
.
Исключающие объединения полезны не только для разделения кругов и квадратов. Они хороши для представления любой схемы обмена сообщениями в JavaScript, например, при отправке сообщений по сети (связь клиент-сервер) или для определения мутаций в библиотеках управления состоянием.
Тип never
При сужении можно уменьшить варианты объединения до такой степени, что можно убрать все возможные варианты и ничего не останется. В таких случаях TypeScript будет использовать тип never
для представления состояния, которого не должно быть.
Исчерпывающие проверки (Exhaustiveness checking)
Типnever
присваивается каждому типу; однако никакому типу нельзя присвоить значение never
(кроме самого never
). Это означает, что вы можете использовать сужение и полагаться на never
для выполнения исчерпывающих проверок в операторе switch
.
Например, добавление значения по умолчанию к нашей функции getArea
, которая пытается присвоить форме значение never
, будет выполняться, если все возможные случаи не были обработаны.
Добавление нового члена в объединениеtype Shape = Circle | Square; function getArea(shape: Shape) { switch (shape.kind) { case 'circle': return Math.PI * shape.radius ** 2; case 'square': return shape.sideLength ** 2; default: const _exhaustiveCheck: never = shape; return _exhaustiveCheck; } }
Shape
вызовет ошибку TypeScript:
interface Triangle { kind: 'triangle'; sideLength: number; } type Shape = Circle | Square | Triangle; function getArea(shape: Shape) { switch (shape.kind) { case 'circle': return Math.PI * shape.radius ** 2; case 'square': return shape.sideLength ** 2; default: const _exhaustiveCheck: never = shape; // Type 'Triangle' is not assignable to type 'never'. // Тип 'Triangle' нельзя присвоить типу 'never'. return _exhaustiveCheck; } }
Типы TypeScript для повседневного использования
год назад·14 мин. на чтение
Туториал по TypeScript - Типы TypeScript, которые используются наиболее часто
Содержание туториала по TypeScript
В этой главе мы рассмотрим некоторые из наиболее распространенных типов, которые вы найдете в JavaScript коде, и объясним соответствующие способы описания этих типов в TypeScript. Это не исчерпывающий список, и в следующих главах будут описаны другие способы именования и использования других типов.
Кроме того, типы могут появляться не только в аннотациях, но и во многих других местах. Когда мы узнаем о самих типах, мы также узнаем о местах, где мы можем ссылаться на эти типы для формирования новых конструкций.
Мы начнем с обзора самых основных и распространенных типов, с которыми вы можете столкнуться при написании кода JavaScript или TypeScript. Позже они сформируют основные строительные блоки для более сложных типов.
Примитивы:
В JavaScript есть три очень часто используемых примитива:
TypeScript также имеет специальный тип
Когда вы не указываете тип и TypeScript не может вывести его из контекста, компилятор обычно по умолчанию использует тип
В JavaScript есть два примитивных значения, которые используются для обозначения отсутствия или неинициализации значения:
Если
При включении strictNullChecks, когда значение равно
Оператор ненулевого утверждения (Non-null Assertion Operator, постфикс
TypeScript также имеет специальный синтаксис для удаления
Начиная с ES2020, в JavaScript есть примитив, используемый для очень больших целых чисел,
В JavaScript есть примитив, используемый для создания глобальной уникальной ссылки с помощью функции
Примитивы: string
, number
, boolean
В JavaScript есть три очень часто используемых примитива: string
, number
и boolean
. У каждого есть соответствующий тип в TypeScript. Как и следовало ожидать, это те же самые имена, которые вы увидели бы, если бы использовали оператор JavaScript typeof
для значений этих типов:
string
представляет строковые значения, такие как"Hello, world"
number
для чисел вроде 42. В JavaScript нет различий между целочисленными значениями и значениями с плавающей точкой, поэтому нет эквивалентаint
илиfloat
— все простоnumber
boolean
для двух значенийtrue
иfalse
String
, Number
и Boolean
(начинающиеся с заглавных букв) допустимы, но относятся к некоторым специальным встроенным типам, которые очень редко встречаются в коде. Всегда используйте типы string
, number
или boolean
.
Массивы
Чтобы указать тип массива, например[1, 2, 3]
, вы можете использовать синтаксис number[]
; этот синтаксис работает для любого типа (например, string[]
— это массив строк и т.д.). Вы также можете встретить синтаксис Array<number>
, что означает то же самое. Мы узнаем больше о синтаксисе T<U>
, когда будем рассматривать дженерики (generics).
Обратите внимание, что [number]
— означает другой тип, а именно кортеж (tuple).
any
TypeScript также имеет специальный тип any
, который вы можете использовать всякий раз, когда вы не хотите, чтобы определенное значение вызывало ошибки проверки типов.
Когда значение имеет тип any
, вы можете получить доступ к любым его свойствам (которые, в свою очередь, будут иметь тип any
), вызвать его как функцию, присвоить ему значения любого типа или почти все что угодно. Это валидный синтаксис:
Типlet obj: any = { x: 0 }; // Ни одна из следующих строк кода не вызовет ошибок компилятора. // Использование any отключает все дальнейшие проверки типов и предполагается, что // вы знаете эти сценарии лучше, чем TypeScript. obj.foo(); obj(); obj.bar = 100; obj = 'hello'; const n: number = obj;
any
полезен, когда вы не хотите записывать длинный тип только для того, чтобы убедить TypeScript в том, что конкретная строка кода в порядке.
noImplicitAny
Когда вы не указываете тип и TypeScript не может вывести его из контекста, компилятор обычно по умолчанию использует тип any
.
Обычно этого следует избегать, потому что тип any
не проверяется. Используйте флаг компилятора noImplicitAny
, чтобы пометить любое неявное значение any
как ошибку.
Аннотации типов переменных
Когда вы объявляете переменную с помощьюconst
, var
или let
, вы можете дополнительно добавить аннотацию типа, чтобы явно указать тип переменной:
TypeScript не использует объявления в стиле «типы слева», такие какlet myName: string = 'Alice';
int x = 0;
Аннотации типа всегда будут находится после.
Однако в большинстве случаев в этом нет необходимости. Везде, где это возможно, TypeScript пытается автоматически определить типы в вашем коде. Например, тип переменной выводится на основе типа ее инициализатора:
По большей части вам не нужно явно изучать правила вывода. Если вы только начинаете, попробуйте использовать меньше аннотаций типов — вы удивитесь, как мало нужно для TypeScript, чтобы он понимал, что происходит.// Аннотации типа не требуются — тип 'myName' выводится как 'string' let myName = 'Alice';
Функции
Функции — это основное средство для работы с данными в JavaScript. TypeScript позволяет указывать типы как входных, так и выходных значений функций.Аннотации типов параметров
Когда вы объявляете функцию, вы можете добавить аннотации типа после каждого параметра, чтобы объявить, какие типы параметров принимает функция. Аннотации типа параметра идут после имени параметра:Когда параметр имеет аннотацию типа, будут проверены аргументы этой функции:// Аннотация типа параметра function greet(name: string) { console.log('Hello, ' + name.toUpperCase() + '!!'); }
Даже если вы не указали аннотации типов для параметров, TypeScript все равно проверит, что вы передали правильное количество аргументов.// При вызове возникнет ошибка времени выполнения greet(42); // Argument of type 'number' is not assignable to parameter of type 'string'.
Аннотации типа возвращаемого значения
Вы также можете добавить аннотации типа возвращаемого значения. Аннотации типа возвращаемого значения добавляется после списка параметров:Подобно аннотациям типа переменной, вам обычно не нужна аннотация типа возвращаемого значения, потому что TypeScript будет делать вывод о типе возвращаемого значения функции на основе ее оператораfunction getFavoriteNumber(): number { return 26; }
return
. Аннотация типа в приведенном выше примере ничего не меняет. Некоторые кодовые базы явно указывают тип возвращаемого значения для документирования, для предотвращения случайных изменений или просто для личных предпочтений.
Анонимные функции
Анонимные функции немного отличаются от объявлений обычных функций. Когда функция появляется в месте, где TypeScript может определить, как она будет вызываться, параметрам этой функции автоматически присваиваются типы. Например:Несмотря на то, что у параметра// Здесь нет аннотаций типов, но TypeScript может обнаружить ошибку const names = ['Alice', 'Bob', 'Eve']; // Определение типа на основе контекста names.forEach(function (s) { console.log(s.toUppercase()); // Property 'toUppercase' does not exist on type 'string'. Did you mean 'toUpperCase'? }); // Определение типа на основе контекста вызова функции также работает и для стрелочных функций names.forEach((s) => { console.log(s.toUppercase()); // Property 'toUppercase' does not exist on type 'string'. Did you mean 'toUpperCase'? });
s
не было аннотации типа, TypeScript использовал типы функции forEach
вместе с предполагаемым типом массива, чтобы определить тип, который будет иметь s
.
Этот процесс называется контекстной типизацией, потому что контекст, в котором возникла функция, сообщает, какой тип она должна иметь.
Как и в случае с правилами вывода, вам не нужно явно знать, как это происходит, но понимание того, что это действительно происходит, может помочь вам заметить, когда аннотации типов не нужны. Позже мы увидим больше примеров того, как контекст, в котором встречается значение, может повлиять на его тип.
Типы объектов
Помимо примитивов, наиболее распространенным типом, с которым вы столкнетесь, является объект. Это относится к любому значению JavaScript со свойствами. Чтобы определить тип объекта, мы просто перечисляем его свойства и их типы. Например, вот функция, которая принимает объект точку:Здесь мы типизировали параметр двумя свойствами —// Аннотация типа параметра является типом объекта function printCoord(pt: { x: number; y: number }) { console.log("The coordinate's x value is " + pt.x); console.log("The coordinate's y value is " + pt.y); } printCoord({ x: 3, y: 7 });
x
и y
— оба типа number
. Вы можете использовать ,
или ;
для разделения свойств, а последний разделитель необязателен.
Указание типа каждого свойства также необязательно. Если вы не укажете тип, он будет считаться any
.
Необязательные свойства
Типы объектов также могут указывать, что некоторые или все их свойства являются необязательными. Для этого добавьте?
после имени свойства:
В JavaScript, если вы обращаетесь к несуществующему свойству, вы получите значениеfunction printName(obj: { first: string; last?: string }) { // ... } // Следующие вызовы не вызовут ошибок printName({ first: 'Bob' }); printName({ first: 'Alice', last: 'Alisson' });
undefined
, а не ошибку времени выполнения. Из-за этого, когда вы читаете из необязательного свойства, вам придется проверять его на undefined
перед его использованием.
function printName(obj: { first: string; last?: string }) { // Ошибка, если obj.last не предоставлен: console.log(obj.last.toUpperCase()); Object is possibly 'undefined'. if (obj.last !== undefined) { // OK console.log(obj.last.toUpperCase()); } // Безопасная альтернатива с использованием современного синтаксиса JavaScript: console.log(obj.last?.toUpperCase()); }
Объединение типов (Unions)
Система типов TypeScript позволяет вам создавать новые типы из существующих, используя большое количество операторов. Теперь, когда мы знаем, как писать несколько типов, пора начать комбинировать их интересными способами.Определение объединенного типа
Первый способ комбинирования типов, который вы встретить - это объединение типов. Объединение типов - это тип, сформированный из двух или более других типов, представляющих значения, которые могут быть любым из этих типов. Давайте напишем функцию, которая может работать со строками или числами:function printId(id: number | string) { console.log('Your ID is: ' + id); } // OK printId(101); // OK printId('202'); // Ошибка printId({ myID: 22342 }); // Argument of type '{ myID: number; }' is not assignable to parameter of type 'string | number'.
Работа с объединенными типами
TypeScript разрешит операцию только в том случае, если она действительна для каждого члена объединения. Например, если у вас есть объединениеstring | number
, вы не можете использовать методы, доступные только для string
:
Решение состоит в том, чтобы сузить объединение с помощью кода, как в JavaScript без аннотаций типов. Сужение происходит, когда TypeScript может определить более конкретный тип для значения на основе структуры кода. Например, TypeScript знает, что только строковое значение будет иметь значениеfunction printId(id: number | string) { console.log(id.toUpperCase()); // Property 'toUpperCase' does not exist on type 'string | number'. // Property 'toUpperCase' does not exist on type 'number'. }
"string"
при применении оператора typeof
:
Другой пример — использование такой функции, какfunction printId(id: number | string) { if (typeof id === 'string') { // Здесь id имеет тип 'string' console.log(id.toUpperCase()); } else { // Здесь id имеет тип 'number' console.log(id); } }
Array.isArray
:
Обратите внимание, что в веткеfunction welcomePeople(x: string[] | string) { if (Array.isArray(x)) { // Здесь: 'x' это 'string[]' console.log('Hello, ' + x.join(' and ')); } else { // Здесь: 'x' это 'string' console.log('Welcome lone traveler ' + x); } }
else
нам не нужно делать ничего особенного — если x
не является string[]
, то это должна быть строка.
Иногда у вас будет объединение, в котором все члены имеют что-то общее. Например, и массивы, и строки имеют метод slice
. Если у каждого члена объединения есть общее свойство, вы можете использовать это свойство без сужения:
Может сбивать с толку тот факт, что объединение типов имеет пересечение свойств этих типов. Это не случайно — название// Возвращаемый тип определяется из number[] | string function getFirstThree(x: number[] | string) { return x.slice(0, 3); }
union
происходит из теории типов. Объединение number | string
состоит из объединения значений каждого типа. Обратите внимание, что для двух множеств с соответствующими фактами о каждом множестве к объединению самих множеств применимо только пересечение этих фактов. Например, если бы у нас была комната с высокими людьми в шляпах и другая комната с говорящими по-испански в шляпах, после объединения этих комнат единственное, что мы знаем о каждом человеке, это то, что он должен быть в шляпе.
Псевдонимы типов (алиасы, aliases)
Мы использовали типы объектов и типы объединения, записывая их непосредственно в аннотациях типов. Это удобно, но часто хочется использовать один и тот же тип более одного раза и ссылаться на него по одному имени. Псевдоним типа — это именно то, что является именем для любого типа. Синтаксис псевдонима типа:Вы можете использовать псевдоним типа, чтобы дать имя любому типу, а не только объектному типу. Например, псевдоним типа может включать тип объединения:type Point = { x: number; y: number; }; // Тоже самое как и в прошлом примере function printCoord(pt: Point) { console.log("The coordinate's x value is " + pt.x); console.log("The coordinate's y value is " + pt.y); } printCoord({ x: 100, y: 100 });
Обратите внимание, что псевдонимы — это всего лишь псевдонимы — вы не можете использовать псевдонимы типов для создания разных/отличных «версий» одного и того же типа. Другими словами, этот код может выглядеть недопустимым, но в соответствии с TypeScript это нормально, потому что оба типа являются псевдонимами для одного и того же типа:type ID = number | string;
type UserInputSanitizedString = string; function sanitizeInput(str: string): UserInputSanitizedString { return sanitize(str); } // Значение типа UserInputSanitizedString let userInput = sanitizeInput(getInput()); // может также присваивать строку userInput = 'new input';
Интерфейсы
Объявление интерфейса — это еще один способ объявить тип объекта:Точно так же, как когда мы использовали псевдоним типа выше, пример работает так же, как если бы мы использовали анонимный тип объекта. TypeScript заботится только о структуре значения, которое мы передали вinterface Point { x: number; y: number; } function printCoord(pt: Point) { console.log("The coordinate's x value is " + pt.x); console.log("The coordinate's y value is " + pt.y); } printCoord({ x: 100, y: 100 });
printCoord
, — то, что оно имеет ожидаемые свойства. Занимаясь только структурой и возможностями типов, мы называем TypeScript структурно типизированной (structurally typed) системой типов.
Различия между псевдонимами и интерфейсами
Псевдонимы типов и интерфейсы очень похожи, и во многих случаях вы можете свободно выбирать между ними. Почти все возможности интерфейса доступны в типе, ключевое отличие состоит в том, что тип нельзя повторно открыть для добавления новых свойств по сравнению с интерфейсом, который всегда расширяем. Расширение интерфейса:Расширение типа через пересечения:interface Animal { name: string; } interface Bear extends Animal { honey: boolean; } const bear = getBear(); bear.name; bear.honey;
Добавление новых полей в существующий интерфейс:type Animal = { name: string; }; type Bear = Animal & { honey: boolean; }; const bear = getBear(); bear.name; bear.honey;
Тип нельзя изменить после создания:interface Window { title: string; } interface Window { ts: TypeScriptAPI; } const src = 'const a = "Hello World"'; window.ts.transpileModule(src, {});
Вы узнаете больше об этих понятиях в следующих главах, так что не беспокойтесь, если вы не сразу все поймете.type Window = { title: string; }; type Window = { ts: TypeScriptAPI; }; // Error: Duplicate identifier 'Window'
- До TypeScript версии 4.2 имена псевдонимов могут появляться в сообщениях об ошибках, иногда вместо эквивалентного анонимного типа. Интерфейсы всегда будут иметь имена в сообщениях об ошибках.
- Псевдонимы типов не могут участвовать в слиянии объявлений, но интерфейсы могут.
- Интерфейсы могут использоваться только для объявления форм объектов, а не для переименования примитивов.
- Имена интерфейсов всегда будут отображаться в исходном виде в сообщениях об ошибках, но только тогда, когда они используются по имени.
Утверждения типа (Type Assertions)
Иногда у вас будет информация о типе значения, о котором TypeScript не может узнать. Например, если вы используетеdocument.getElementById
, TypeScript знает только, что это вернет какой-то HTMLElement
, но вы можете знать, что на вашей странице всегда будет HTMLCanvasElement
с заданным идентификатором.
В этой ситуации вы можете использовать утверждение типа, чтобы указать более конкретный тип:
Подобно аннотации типа, утверждения типа удаляются компилятором и не влияют на поведение вашего кода во время выполнения. Вы также можете использовать синтаксис угловых скобок (кроме случаев, когда код находится в файлеconst myCanvas = document.getElementById('main_canvas') as HTMLCanvasElement;
.tsx
), что эквивалентно:
Напоминание: поскольку утверждения типа удаляются во время компиляции, проверка во время выполнения не связана с утверждением типа. Не будет сгенерировано исключение или ноль, если утверждение типа неверно. TypeScript допускает только утверждения типа, которые преобразуются в более конкретную или менее конкретную версию типа. Это правило предотвращает «невозможные» приведения, такие как:const myCanvas = <HTMLCanvasElement>document.getElementById('main_canvas');
Иногда это правило может быть слишком консервативным и запрещать более сложные приведения, которые могут быть действительными. Если это произойдет, вы можете использовать два утверждения, сначала дляconst x = 'hello' as number; // Conversion of type 'string' to type 'number' may be a mistake because neither type sufficiently overlaps with the other. If this was intentional, convert the expression to 'unknown' first.
any
(или unknown
, о котором мы расскажем позже), затем для нужного типа:
const a = expr as any as T;
Литеральные типы (Literal Types)
В дополнение к общим типамstring
и number
мы можем ссылаться на определенные строки и числа в позициях типа.
Один из способов подумать об этом — рассмотреть, как в JavaScript существуют различные способы объявления переменных. И var
, и let
позволяют изменять содержимое переменной, а const
— нет. Это отражено в том, как TypeScript создает типы для литералов.
Сами по себе литеральные типы не очень ценны:let changingString = 'Hello World'; changingString = 'Olá Mundo'; // Поскольку `changingString` может представлять любую возможную строку, именно так TypeScript описывает ее в системе типов const constantString = 'Hello World'; // Поскольку `constantString` может представлять только 1 возможную строку, она имеет буквальное представление типа.
Нет особого смысла иметь переменную, которая может иметь только одно значение! Но комбинируя литералы в объединения, вы можете выразить гораздо более полезную концепцию — например, функции, которые принимают только определенный набор известных значений:let x: 'hello' = 'hello'; // OK x = 'hello'; // ... x = 'howdy'; // Type '"howdy"' is not assignable to type '"hello"'.
Типы числовых литералов работают так же:function printText(s: string, alignment: 'left' | 'right' | 'center') { // ... } printText('Hello, world', 'left'); printText("G'day, mate", 'centre'); // Argument of type '"centre"' is not assignable to parameter of type '"left" | "right" | "center"'.
Конечно, вы можете комбинировать их с нелитеральными типами:function compare(a: string, b: string): -1 | 0 | 1 { return a === b ? 0 : a > b ? 1 : -1; }
Есть еще один вид литералов:interface Options { width: number; } function configure(x: Options | 'auto') { // ... } configure({ width: 100 }); configure('auto'); configure('automatic'); // Argument of type '"automatic"' is not assignable to parameter of type 'Options | "auto"'.
boolean
литералы. Есть только два типа логических литералов, и, как вы могли догадаться, это true
и false
. Сам тип boolean
на самом деле является просто псевдонимом объединения true | false
.
Вывод литералов
Когда вы инициализируете переменную объектом, TypeScript предполагает, что свойства этого объекта могут изменить значения позже. Например, если вы написали такой код:TypeScript не считает, что присвоениеconst obj = { counter: 0 }; if (someCondition) { obj.counter = 1; }
1
полю, которое ранее имело 0
, является ошибкой. Другой способ выразить тоже самое это то, что obj.counter
должен иметь тип number
, а не 0
, потому что типы используются для определения поведения как при чтении, так и при записи.
То же самое относится и к строкам:
В приведенном выше примереconst req = { url: 'https://example.com', method: 'GET' }; handleRequest(req.url, req.method); // Argument of type 'string' is not assignable to parameter of type '"GET" | "POST"'.
req.method
подразумевается как строка, а не как "GET"
. Поскольку код можно обработать между созданием req
и вызовом handleRequest
, который может назначить новую строку, например "GUESS"
, для req.method
, TypeScript считает, что этот код содержит ошибку.
Есть два способа решить это.
- Вы можете изменить вывод, добавив утверждение типа в любом месте:
Изменение 1 означает: "Я говорю, что// Изменение 1: const req = { url: 'https://example.com', method: 'GET' as 'GET' }; // Изменение 2: handleRequest(req.url, req.method as 'GET');
req.method
всегда имеет литеральный тип "GET"
", предотвращая возможное назначение "GUESS"
этому полю после этого. Изменение 2 означает "Я знаю, что req.method
имеет значение "GET"
".
Вы можете использовать as const
для преобразования всего объекта в литералы типов:
Суффиксconst req = { url: 'https://example.com', method: 'GET' } as const; handleRequest(req.url, req.method);
as const
действует как const
, но для системы типов, гарантируя, что всем свойствам будет присвоен литеральный тип, а не более общая версия, такая как string
или number
.
null
и undefined
В JavaScript есть два примитивных значения, которые используются для обозначения отсутствия или неинициализации значения: null
и undefined
.
TypeScript имеет два соответствующих типа с соответствующими именами. Поведение этих типов зависит от того, включена ли у вас опция strictNullChecks
.
strictNullChecks
выключен
Если strictNullChecks
выключен, значения, которые могут быть null
или undefined
, по-прежнему могут быть доступны в обычном режиме, а значения null
или undefined
могут быть присвоены свойству любого типа. Это похоже на то, как ведут себя языки без проверок на null
(например, C#, Java). Отсутствие проверки этих значений, как правило, является основным источником ошибок; мы всегда рекомендуем включать strictNullChecks
, если это целесообразно в кодовой базе.
strictNullChecks
включен
При включении strictNullChecks, когда значение равно null
или undefined
, вам нужно будет проверить эти значения, прежде чем использовать методы или свойства для этого значения. Точно так же, как проверка на undefined
перед использованием необязательного свойства, мы можем использовать сужение для проверки значений, которые могут быть null
:
function doSomething(x: string | null) { if (x === null) { // do nothing } else { console.log('Hello, ' + x.toUpperCase()); } }
Оператор ненулевого утверждения (Non-null Assertion Operator, постфикс !
)
TypeScript также имеет специальный синтаксис для удаления null
и undefined
из типа без какой-либо явной проверки. Добавление !
после выражения фактически является утверждением того, что значение не является null
или undefined
:
Как и другие утверждения типа, это не меняет поведение вашего кода во время выполнения, поэтому важно использовать толькоfunction liveDangerously(x?: number | null) { // No error console.log(x!.toFixed()); }
!
когда вы знаете, что значение не может быть null
или undefined
.
Перечисления (Enums)
Перечисления — это функциональность, добавленная TypeScript, которая позволяет описывать значение, которое может быть одной из множества возможных именованных констант. В отличие от большинства возможностей TypeScript, это не дополнение к JavaScript на уровне типов, а нечто, добавленное к языку и среде выполнения.Менее распространенные примитивы
Стоит упомянуть остальные примитивы в JavaScript, представленные в системе типов.bigint
Начиная с ES2020, в JavaScript есть примитив, используемый для очень больших целых чисел, BigInt
:
// Создание значения bigint через функцию BigInt const oneHundred: bigint = BigInt(100); // Создание значения BigInt через литеральный синтаксис const anotherHundred: bigint = 100n;
symbol
В JavaScript есть примитив, используемый для создания глобальной уникальной ссылки с помощью функции Symbol()
:
const firstName = Symbol('name'); const secondName = Symbol('name'); if (firstName === secondName) { /// This condition will always return 'false' since the types 'typeof firstName' and 'typeof secondName' have no overlap. // Can't ever happen }