12 популярных вопросов с ответами на JavaScript собеседовании

год назад·4 мин. на чтение

Эта статья предназначена для junior разработчиков, которые хотят получить свою первую работу в качестве JavaScript разработчиков.

1. Что такое JavaScript и для чего он используется?

Javascript - это высокоуровневый, динамичный и интерпретируемый язык программирования, широко используемый для многих сред, таких как интерфейс веб-сайтов, backend службы, desktop и мобильные приложения. Но чаще всего JavaScript используется для создания динамических и интерактивных веб-сайтов.

2. Что такое замыкание в JavaScript?

Замыкание — это функция, которая имеет доступ к переменным своей внешней функции. Это важно, потому что это позволяет внутренней функции «запоминать» переменные из своей внешней области, поэтому она может продолжать получать к ним доступ и манипулировать ими даже после того, как внешняя функция была завершена.
function outerFunction(x) {
  return function innerFunction(y) {
    return x + y;
  };
}

const add5 = outerFunction(5);
console.log(add5(3)); // 8

3. Как this работает в JavaScript?

this важное ключевое слово в JavaScript. Его значение определяется тем, как вызывается функция. Его можно задать явно с помощью call(), apply() или bind(). По умолчанию его значение внутри функции устанавливается в глобальный объект (в браузере это объект window), за исключением того, когда функция вызывается как метод объекта. В этом случае this указывает на объект, методом которого он является.

4. Что такое поднятие (hoisting) в JavaScript?

В JavaScript поднятие — это поведение, при котором переменные и объявления функций в памяти автоматически перемещаются в верхнюю часть своей области. Что это значит? Ну, это означает, что эти переменные могут быть использованы до того, как они будут объявлены, и объявления функций также могут быть вызваны до их определения.

5. В чем разница между var, let и const?

  • var: Переменные, объявленные с помощью var, имеют функциональную область действия, что означает, что к ним можно получить доступ только в рамках функции, в которой они были объявлены. Внешняя переменная затеняется, когда переменная с тем же именем объявляется во вложенной функции.
  • let: Пусть переменные имеют блочную область действия, что означает, что они доступны только в том блоке, в котором они объявлены. Объявление переменной с тем же именем во вложенном блоке приведет к затенению внешней переменной.
  • const: переменные, объявленные с помощью const, также как let, имеют область действия блока, но их нельзя переназначить.
Вот пример:
function example() {
  var x = 1;
  let y = 2;
  const z = 3;

  if (true) {
    var x = 4;
    let y = 5;
    const z = 6;
  }

  console.log(x); // 4
  console.log(y); // 2
  console.log(z); // 3
}

example();

6. Какова разница между == и ===?

Оператор равенства == выполняет принудительное приведение типа, что означает, что он попытается преобразовать операнды в один и тот же тип перед их сравнением. С другой стороны, оператор строгого равенства ===, не выполняет приведение типа. Он возвращает значение true только в том случае, если оба операнда имеют одинаковый тип и значение. Например:
console.log(1 == '1'); // true
console.log(1 === '1'); // false

7. В чем разница между null и undefined?

undefined указывает, что переменная была объявлена, но ей не было присвоено значение. Значение nullпредставляет собой преднамеренное отсутствие какого-либо значения объекта. Другими словами, null — это явно заданное значение, указывающее на отсутствие значения.

8. Что такое событие в JavaScript?

В JavaScript событие — это любое действие в браузере, например нажатие пользователем кнопки, загрузка страницы или обновленный элемент. Слушатели событий обычно обрабатывают события, позволяя разработчикам указывать функции, которые должны выполняться при возникновении события. Пример:
const button = document.querySelector('button');

button.addEventListener('click', () => {
  console.log('Button was clicked!');
});

9. В чем разница между синхронным и асинхронным кодом в JavaScript?

Синхронный код выполняется блокирующим образом, что означает, что следующая строка кода будет выполнена после завершения текущей строки. С другой стороны, асинхронный код выполняется неблокирующим образом, что означает, что другой код может выполняться не ожидая завершения асинхронного кодом. Асинхронный код обычно реализуется в JavaScript с помощью обратных вызовов или Promises.

10. Что такое промисы (Promise) в JavaScript?

Объект Promise — это объект, представляющий успешное или неудачное завершение асинхронной операции. Promise позволяет регистрировать обратные вызовы для получения уведомлений о завершении или сбое асинхронной операции, а также обрабатывать ошибки более удобно и централизованно. Например:
const fetchData = () => {
  return new Promise((resolve, reject) => {
    setTimeout(() => {
      resolve('Data fetched!');
    }, 1000);
  });
};

fetchData()
  .then(data => {
    console.log(data);
  })
  .catch(error => {
    console.error(error);
  });

11. Что такое обратный вызов в JavaScript?

Функция обратного вызова передается в качестве аргумента другой функции и выполняется после завершения внешней функции. Разработчики могут использовать обратные вызовы для указания кода, который будет выполняться после завершения асинхронной операции. Пример:
const fetchData = (callback) => {
  setTimeout(() => {
    callback('Data fetched!');
  }, 1000);
};

fetchData(data => {
  console.log(data);
});

12. Что такое AJAX в JavaScript?

AJAX (асинхронный JavaScript и XML) — это метод выполнения асинхронных серверных запросов с веб-страницы без перезагрузки всей страницы. AJAX позволяет разработчикам динамически обновлять веб-страницу новыми данными без необходимости обновления страницы. Это достигается путем отправки HTTP-запроса из браузера на сервер и обновления только тех частей страницы, которые требуют его с ответом. Это улучшает взаимодействие с пользователем, поскольку страница не перезагружается, а обновляются только необходимые данные. Пример:
const xhr = new XMLHttpRequest();

xhr.open('GET', 'https://api.example.com/data');

xhr.onreadystatechange = () => {
  if (xhr.readyState === XMLHttpRequest.DONE) {
    console.log(xhr.responseText);
  }
};

xhr.send();
Еще больше вопросов с собеседований можно найти здесь.

Простая шина событий на JavaScript

год назад·3 мин. на чтение

Шины событий — это чрезвычайно полезный инструмент для разделения компонентов приложений.

Использование шины событий имеет свои плюсы и минусы. Поэтому она должна добавляться осторожно, иначе вы можете получить код, который будет трудно поддерживать и понимать. Но нет никаких сомнений в том, что шина событий может значительно ускорить процесс прототипирования или улучшить архитектуру малого и среднего приложения. Большому приложению могут потребоваться некоторые дополнительные инструменты и подходы. В этой статье рассмотрим как реализовать простую шину событий в JavaScript.

Что такое шина событий (event bus)?

Шина событий реализует шаблон издатель/подписчик. Его можно использовать для разъединения компонентов приложения, так что компонент может реагировать на события, инициируемые другим компонентом, без их прямых зависимостей друг от друга. Им нужно только знать шину событий. Каждый подписчик может подписаться на определенное событие. Подписчик будет уведомлен, когда событие, на которое он подписан, будет опубликовано в шине событий. Издатель может публиковать события в шине событий, когда что-то происходит.

Реализация шины событий

В этой реализации подписчик (subscriber) является простой функцией. Функция вызывается, когда интересующее событие публикуется в шине событий. Для сопоставления события с подписчиками можно использовать простой объект. Формат данных в этом объекте будет следующим: { eventType: { id: callback } }. Например:
{  
  event1: {
    1: func1,
    2: func2
  },  
  event2: {
    3: func3
  }  
}
События event1 и event2 могут быть любого типа. В большинстве случаев имеет смысл использовать простые строки. Подписчики func1, func2 и func3 являются простыми JavaScript функциями.
func1 и func2 являются подписчиками, подписанными на события типа event1. func3 является подписчиком, подписанным на события типа event2.
Идентификаторы 1, 2 и 3 будут использоваться позже для отмены подписки на подписчиков.

Как подписаться на событие?

Функция subscribe принимает в качестве аргументов интересующее событие и подписчика. Функция возвращает объект, предоставляющий функцию отмены подписки - unsubscribe. Функция unsubscribe может быть вызвана для удаления зарегистрированного подписчика. В этом примере используем генератор id для получения уникальных идентификаторов.
Идентификаторы используются для быстрой идентификации (за время O(1)) подписчика при вызове функции unsubscribe.
Вместо использования генератора id можно рассмотреть реализацию на основе ES6 символов.
const subscriptions = {}
const getNextUniqueId = getIdGenerator()
function subscribe(eventType, callback) {
  const id = getNextUniqueId()

  // создаем новый элемент для eventType
  if(!subscriptions[eventType]) {
    subscriptions[eventType] = {}
  }
 
  // регистрируем функцию обратного вызова
  subscriptions[eventType][id] = callback
  return {
    unsubscribe: () => {
      delete subscriptions[eventType][id]
      if(Object.keys(subscriptions[eventType]).length === 0) {
        delete subscriptions[eventType]
      }
    }
  }
}

Как опубликовать событие?

Функция публикации принимает в качестве аргументов событие и аргументы для подписчиков. Если подписчиков на eventType нет, то просто завершаем функцию. В противном случае перебираются идентификаторы подписчиков, зарегистрированных для eventType, и вызывается каждая функция с предоставленными аргументами.
function publish(eventType, arg) {
  if(!subscriptions[eventType]) {
    return
  }
  Object.keys(subscriptions[eventType])
    .forEach(id => subscriptions[eventType][id](arg))
}

Пример использования

В качестве простого примера предположим, что мы хотим печатать что-то в консоли каждый раз, когда появляется событие типа print. Мы можем подписаться на событие следующим образом:
const subscription = EventBus.subscribe(
  "print",
  message => console.log(`printing: ${message}`)
)
Затем мы можем выпустить событие, подобное этому:
EventBus.publish("print", "some text")
Если в какой-то момент мы захотим прекратить прослушивание события с типом print, мы можем отписаться следующим образом:
subscription.unsubscribe()

Полная реализация

Вот полная реализация этой шины событий. Он может быть легко преобразован в простую функцию Javascript.
// eventBus.js

const subscriptions = {}
const getNextUniqueId = getIdGenerator()

function subscribe(eventType, callback) {
  const id = getNextUniqueId()

  if(!subscriptions[eventType]) {
    subscriptions[eventType] = {}
  }

  subscriptions[eventType][id] = callback

  return { 
    unsubscribe: () => {
      delete subscriptions[eventType][id]
      if(Object.keys(subscriptions[eventType]).length === 0) {
        delete subscriptions[eventType]
      }
    }
  }
}

function publish(eventType, arg) {
  if(!subscriptions[eventType]) {
    return
  }
  
  Object.keys(subscriptions[eventType]).forEach(key => subscriptions[eventType][key](arg))
}

function getIdGenerator() {
  let lastId = 0
  
  return function getNextUniqueId() {
    lastId += 1
    return lastId
  }
}

module.exports = { publish, subscribe }