Какую структуру состояния React выбрать

2 года назад·12 мин. на чтение

Компонент с хорошо структурированным состоянием приятно модифицировать и легко отлаживать. В этой статье вы найдете советы, которые следует учитывать при структурировании состояния в React компонентах.

Содержание туториала по React Компонент с хорошо структурированным состоянием приятно модифицировать и легко отлаживать. В этой статье вы найдете советы, которые следует учитывать при структурировании состояния.

Принципы структурирования состояния

Когда вы пишете компонент, который содержит какое-то состояние, вам придется выбирать, сколько переменных состояния использовать и какой должна быть форма их данных. Хотя можно писать правильные программы даже с неоптимальной структурой состояний, есть несколько принципов, которые помогут вам сделать правильный выбор:
  1. Состояние, связанное с группой. Если вы всегда одновременно обновляете две или более переменных состояния, рассмотрите возможность их объединения в одну переменную состояния.
  2. Избегайте противоречий в состоянии. Когда состояние структурировано таким образом, что несколько частей состояния могут противоречить и «не согласовываться» друг с другом, вы оставляете место для ошибок. Постарайтесь избежать этого.
  3. Избегайте избыточного состояния. Если вы можете вычислить некоторую информацию из пропсов компонента или его существующих переменных состояния во время рендеринга, вы не должны помещать эту информацию в состояние этого компонента.
  4. Избегайте дублирования состояния. Когда одни и те же данные дублируются между несколькими переменными состояния или внутри вложенных объектов, их сложно синхронизировать. Уменьшайте дублирование, если возможно.
  5. Избегайте глубоко вложенных состояний. Глубоко иерархическое состояние не очень удобно обновлять. По возможности предпочтительнее структурировать состояние в плоском виде.
Цель этих принципов — упростить обновление состояния без внесения ошибок. Удаление избыточных и повторяющихся данных из состояния помогает обеспечить синхронизацию всех его частей. Это похоже на то, как инженер базы данных может захотеть «нормализовать» структуру базы данных, чтобы уменьшить вероятность ошибок. Теперь давайте посмотрим, как эти принципы применяются в действии.

Состояние, связанное с группой

Иногда вы можете быть не уверены, использовать одну или несколько переменных состояния. Должны ли вы это сделать так?
const [x, setX] = useState(0);
const [y, setY] = useState(0);
Или так?
const [position, setPosition] = useState({ x: 0, y: 0 });
Технически вы можете использовать любой из этих подходов. Но если какие-то две переменные состояния всегда изменяются вместе, было бы неплохо объединить их в одну переменную состояния. Тогда вы не забудете всегда синхронизировать их, как в этом примере, где перемещение курсора обновляет обе координаты красной точки:
import { useState } from 'react';

export default function MovingDot() {
  const [position, setPosition] = useState({
    x: 0,
    y: 0,
  });
  return (
    <div
      onPointerMove={(e) => {
        setPosition({
          x: e.clientX,
          y: e.clientY,
        });
      }}
      style={{
        position: 'relative',
        width: '100vw',
        height: '100vh',
      }}
    >
      <div
        style={{
          position: 'absolute',
          backgroundColor: 'red',
          borderRadius: '50%',
          transform: `translate(${position.x}px, ${position.y}px)`,
          left: -10,
          top: -10,
          width: 20,
          height: 20,
        }}
      />
    </div>
  );
}
Другой случай, когда вы будете группировать данные в объект или массив, — это когда вы не знаете, сколько различных частей состояния вам понадобится. Например, когда у вас есть форма, в которой пользователь может добавлять настраиваемые поля. Если ваша переменная состояния является объектом, помните, что вы не можете обновить в ней только одно поле без явного копирования других полей. Например, вы не можете использовать setPosition({ x: 100 }) в приведенном выше примере, потому что у него вообще не будет свойства y. Вместо этого, если вы хотите установить только x, вы должны либо выполнить setPosition({ ...position, x: 100}), либо разделить их на две переменные состояния и выполнить setX(100).

Избегайте противоречий в состоянии

Вот форма обратной связи отеля с переменными состояния isSending и isSent:
import { useState } from 'react';

export default function FeedbackForm() {
  const [text, setText] = useState('');
  const [isSending, setIsSending] = useState(false);
  const [isSent, setIsSent] = useState(false);

  async function handleSubmit(e) {
    e.preventDefault();
    setIsSending(true);
    await sendMessage(text);
    setIsSending(false);
    setIsSent(true);
  }

  if (isSent) {
    return <h1>Thanks for feedback!</h1>;
  }

  return (
    <form onSubmit={handleSubmit}>
      <p>How was your stay at The Prancing Pony?</p>
      <textarea
        disabled={isSending}
        value={text}
        onChange={(e) => setText(e.target.value)}
      />
      <br />
      <button disabled={isSending} type="submit">
        Send
      </button>
      {isSending && <p>Sending...</p>}
    </form>
  );
}

// Имитация отправки сообщения.
function sendMessage(text) {
  return new Promise((resolve) => {
    setTimeout(resolve, 2000);
  });
}
Хотя этот код работает, в нем могут возникнуть «невозможные» состояний. Например, если вы забудете вызвать setIsSent и setIsSending вместе, вы можете оказаться в ситуации, когда и isSending, и isSent одновременно имеют значение true. Чем сложнее ваш компонент, тем сложнее будет понять, что произошло. Поскольку isSending и isSent никогда не должны принимать значение true одновременно, лучше заменить их одной переменной состояния, которая может принимать одно из трех допустимых состояний: «ввод» (typing), «отправка» (sending) и «отправлено» (sent):
import { useState } from 'react';

export default function FeedbackForm() {
  const [text, setText] = useState('');
  const [status, setStatus] = useState('typing');

  async function handleSubmit(e) {
    e.preventDefault();
    setStatus('sending');
    await sendMessage(text);
    setStatus('sent');
  }

  const isSending = status === 'sending';
  const isSent = status === 'sent';

  if (isSent) {
    return <h1>Thanks for feedback!</h1>;
  }

  return (
    <form onSubmit={handleSubmit}>
      <p>How was your stay at The Prancing Pony?</p>
      <textarea
        disabled={isSending}
        value={text}
        onChange={(e) => setText(e.target.value)}
      />
      <br />
      <button disabled={isSending} type="submit">
        Send
      </button>
      {isSending && <p>Sending...</p>}
    </form>
  );
}

// Имитация отправки сообщения.
function sendMessage(text) {
  return new Promise((resolve) => {
    setTimeout(resolve, 2000);
  });
}
Вы также можете объявить некоторые константы для удобства чтения:
const isSending = status === 'sending';
const isSent = status === 'sent';
Но они не являются переменными состояния, поэтому вам не нужно беспокоиться об их рассинхронизации друг с другом.

Избегайте избыточного состояния

Если вы можете вычислить некоторую информацию из пропсов компонента или его существующих переменных состояния во время рендеринга, вы не должны помещать эту информацию в состояние этого компонента. Например, рассмотрим такую форму. Он работает, но можете ли вы найти в нем какое-либо избыточное состояние?
import { useState } from 'react';

export default function Form() {
  const [firstName, setFirstName] = useState('');
  const [lastName, setLastName] = useState('');
  const [fullName, setFullName] = useState('');

  function handleFirstNameChange(e) {
    setFirstName(e.target.value);
    setFullName(e.target.value + ' ' + lastName);
  }

  function handleLastNameChange(e) {
    setLastName(e.target.value);
    setFullName(firstName + ' ' + e.target.value);
  }

  return (
    <>
      <h2>Let’s check you in</h2>
      <label>
        First name: <input value={firstName} onChange={handleFirstNameChange} />
      </label>
      <label>
        Last name: <input value={lastName} onChange={handleLastNameChange} />
      </label>
      <p>
        Your ticket will be issued to: <b>{fullName}</b>
      </p>
    </>
  );
}
Эта форма имеет три переменные состояния: firstName, lastName и fullName. Однако fullName является избыточным. Вы всегда можете вычислить fullName из firstName и lastName во время рендеринга, поэтому удалите его из состояния. Вот как вы можете это сделать:
import { useState } from 'react';

export default function Form() {
  const [firstName, setFirstName] = useState('');
  const [lastName, setLastName] = useState('');

  const fullName = firstName + ' ' + lastName;

  function handleFirstNameChange(e) {
    setFirstName(e.target.value);
  }

  function handleLastNameChange(e) {
    setLastName(e.target.value);
  }

  return (
    <>
      <h2>Let’s check you in</h2>
      <label>
        First name: <input value={firstName} onChange={handleFirstNameChange} />
      </label>
      <label>
        Last name: <input value={lastName} onChange={handleLastNameChange} />
      </label>
      <p>
        Your ticket will be issued to: <b>{fullName}</b>
      </p>
    </>
  );
}
Здесь fullName не является переменной состояния. Вместо этого он вычисляется во время рендеринга:
const fullName = firstName + ' ' + lastName;
В результате обработчикам изменений не нужно делать ничего особенного для его обновления. Когда вы вызываете setFirstName или setLastName, вы запускаете повторный рендеринг, а затем следующее значение fullName будет вычислено из свежих данных.

Не отзеркаливайте пропсы в состоянии

Типичным примером избыточного состояния является такой код:
function Message({ messageColor }) {
  const [color, setColor] = useState(messageColor);
Здесь переменная состояния color инициализируется пропсом messageColor. Проблема в том, что если родительский компонент позже передаст другое значение messageColor (например, «красный» вместо «синий»), переменная состояния цвета не будет обновлена. Состояние инициализируется только во время первого рендеринга. Вот почему «отзеркаливание» некоторых пропсов в переменной состояния может привести к путанице. Вместо этого используйте проп messageColor непосредственно в коде. Если вы хотите дать ему более короткое имя, используйте константу:
function Message({ messageColor }) {
  const color = messageColor;
Таким образом, он не будет рассинхронизирован с пропсом, переданным от родительского компонента. «Зеркалирование» пропсов в состояние имеет смысл только в том случае, если вы хотите игнорировать все обновления для определенного пропса. По соглашению начинайте имя пропса с initial или default, чтобы уточнить, что его новые значения игнорируются:
function Message({ initialColor }) {
  // Переменная состояния `color` содержит начальное значение `initialColor`.
  // Последующие изменения пропса `initialColor` игнорируются.
  const [color, setColor] = useState(initialColor);

Избегайте дублирования состояния

Этот компонент меню позволяет выбрать один перекус из нескольких:
import { useState } from 'react';

const initialItems = [
  { title: 'pretzels', id: 0 },
  { title: 'crispy seaweed', id: 1 },
  { title: 'granola bar', id: 2 },
];

export default function Menu() {
  const [items, setItems] = useState(initialItems);
  const [selectedItem, setSelectedItem] = useState(items[0]);

  return (
    <>
      <h2>What's your travel snack?</h2>
      <ul>
        {items.map((item) => (
          <li key={item.id}>
            {item.title}{' '}
            <button
              onClick={() => {
                setSelectedItem(item);
              }}
            >
              Choose
            </button>
          </li>
        ))}
      </ul>
      <p>You picked {selectedItem.title}.</p>
    </>
  );
}
В настоящее время он сохраняет выбранный элемент как объект в переменной состояния selectedItem. Однако это не очень хорошо: содержимое selectedItem — это тот же объект, что и один из элементов в списке элементов. Это означает, что информация о самом предмете дублируется в двух местах. Почему это проблема? Давайте сделаем каждый элемент редактируемым:
import { useState } from 'react';

const initialItems = [
  { title: 'pretzels', id: 0 },
  { title: 'crispy seaweed', id: 1 },
  { title: 'granola bar', id: 2 },
];

export default function Menu() {
  const [items, setItems] = useState(initialItems);
  const [selectedItem, setSelectedItem] = useState(items[0]);

  function handleItemChange(id, e) {
    setItems(
      items.map((item) => {
        if (item.id === id) {
          return {
            ...item,
            title: e.target.value,
          };
        } else {
          return item;
        }
      })
    );
  }

  return (
    <>
      <h2>What's your travel snack?</h2>
      <ul>
        {items.map((item, index) => (
          <li key={item.id}>
            <input
              value={item.title}
              onChange={(e) => {
                handleItemChange(item.id, e);
              }}
            />{' '}
            <button
              onClick={() => {
                setSelectedItem(item);
              }}
            >
              Choose
            </button>
          </li>
        ))}
      </ul>
      <p>You picked {selectedItem.title}.</p>
    </>
  );
}
Обратите внимание, что если вы сначала нажмете «Выбрать» на элементе, а затем отредактируете его, ввод обновится, но метка внизу не отразит изменения. Это потому, что вы дублировали состояние и забыли обновить selectedItem. Хотя вы также можете обновить selectedItem, более простое решение — удалить дублирование. В этом примере вместо объекта selectedItem (который создает дублирование объектов внутри элементов) вы сохраняете selectedId в состоянии, а затем получаете selectedItem путем поиска в массиве элементов элемента с этим идентификатором:
import { useState } from 'react';

const initialItems = [
  { title: 'pretzels', id: 0 },
  { title: 'crispy seaweed', id: 1 },
  { title: 'granola bar', id: 2 },
];

export default function Menu() {
  const [items, setItems] = useState(initialItems);
  const [selectedId, setSelectedId] = useState(0);

  const selectedItem = items.find((item) => item.id === selectedId);

  function handleItemChange(id, e) {
    setItems(
      items.map((item) => {
        if (item.id === id) {
          return {
            ...item,
            title: e.target.value,
          };
        } else {
          return item;
        }
      })
    );
  }

  return (
    <>
      <h2>What's your travel snack?</h2>
      <ul>
        {items.map((item, index) => (
          <li key={item.id}>
            <input
              value={item.title}
              onChange={(e) => {
                handleItemChange(item.id, e);
              }}
            />{' '}
            <button
              onClick={() => {
                setSelectedId(item.id);
              }}
            >
              Choose
            </button>
          </li>
        ))}
      </ul>
      <p>You picked {selectedItem.title}.</p>
    </>
  );
}
В качестве альтернативы вы можете хранить выбранный индекс в состоянии. Раньше состояние дублировалось так:
  • items = [{ id: 0, title: 'pretzels'}, ...]
  • selectedItem = {id: 0, title: 'pretzels'}
А вот после замены состояние выглядит так:
  • items = [{ id: 0, title: 'pretzels'}, ...]
  • selectedId = 0
Дублирование исчезло, и вы сохранили только основное состояние. Теперь, если вы отредактируете выбранный элемент, сообщение ниже будет немедленно обновлено. Это связано с тем, что setItems вызывает повторный рендеринг, а items.find(...) найдет элемент с обновленным заголовком. Вам не нужно было удерживать выбранный элемент в состоянии, потому что важен только выбранный идентификатор. Остальное можно рассчитать во время рендера.

Избегайте глубоко вложенных состояний

Представьте план путешествия, состоящий из планет, континентов и стран. У вас может возникнуть соблазн структурировать его состояние с помощью вложенных объектов и массивов, как в этом примере:
// App.jsx

import { useState } from 'react';
import { initialTravelPlan } from './places.js';

function PlaceTree({ place }) {
  const childPlaces = place.childPlaces;
  return (
    <li>
      {place.title}
      {childPlaces.length > 0 && (
        <ol>
          {childPlaces.map((place) => (
            <PlaceTree key={place.id} place={place} />
          ))}
        </ol>
      )}
    </li>
  );
}

export default function TravelPlan() {
  const [plan, setPlan] = useState(initialTravelPlan);
  const planets = plan.childPlaces;
  return (
    <>
      <h2>Places to visit</h2>
      <ol>
        {planets.map((place) => (
          <PlaceTree key={place.id} place={place} />
        ))}
      </ol>
    </>
  );
}
// places.js

export const initialTravelPlan = {
  id: 0,
  title: '(Root)',
  childPlaces: [
    {
      id: 1,
      title: 'Earth',
      childPlaces: [
        {
          id: 2,
          title: 'Africa',
          childPlaces: [
            {
              id: 3,
              title: 'Botswana',
              childPlaces: [],
            },
            {
              id: 4,
              title: 'Egypt',
              childPlaces: [],
            },
          ],
        },
        {
          id: 5,
          title: 'Asia',
          childPlaces: [
            {
              id: 6,
              title: 'China',
              childPlaces: [],
            },
            {
              id: 7,
              title: 'Hong Kong',
              childPlaces: [],
            },
          ],
        },
      ],
    },
    {
      id: 8,
      title: 'Mars',
      childPlaces: [
        {
          id: 9,
          title: 'Corn Town',
          childPlaces: [],
        },
        {
          id: 10,
          title: 'Green Hill',
          childPlaces: [],
        },
      ],
    },
  ],
};
Теперь предположим, что вы хотите добавить кнопку для удаления места, которое вы уже посетили. Как бы вы это сделали? Обновление вложенного состояния включает в себя создание копий объектов от той части, которая была изменена. Удаление глубоко вложенного места потребует копирования всей его родительской цепочки мест. Такой код может быть очень многословным. Если состояние слишком вложенное, чтобы его можно было легко обновить, подумайте о том, чтобы сделать его «плоским». Вот один из способов реструктуризации этих данных. Вместо древовидной структуры, в которой каждое место имеет массив своих дочерних мест, вы можете сделать так, чтобы каждое место содержало массив идентификаторов своих дочерних мест. Затем вы можете сохранить сопоставление каждого идентификатора места с соответствующим местом. Эта реструктуризация данных может напомнить вам таблицу базы данных:
// App.jsx

import { useState } from 'react';
import { initialTravelPlan } from './places.js';

function PlaceTree({ id, placesById }) {
  const place = placesById[id];
  const childIds = place.childIds;
  return (
    <li>
      {place.title}
      {childIds.length > 0 && (
        <ol>
          {childIds.map((childId) => (
            <PlaceTree key={childId} id={childId} placesById={placesById} />
          ))}
        </ol>
      )}
    </li>
  );
}

export default function TravelPlan() {
  const [plan, setPlan] = useState(initialTravelPlan);
  const root = plan[0];
  const planetIds = root.childIds;
  return (
    <>
      <h2>Places to visit</h2>
      <ol>
        {planetIds.map((id) => (
          <PlaceTree key={id} id={id} placesById={plan} />
        ))}
      </ol>
    </>
  );
}
// places.js

export const initialTravelPlan = {
  0: {
    id: 0,
    title: '(Root)',
    childIds: [1, 8],
  },
  1: {
    id: 1,
    title: 'Earth',
    childIds: [2, 5],
  },
  2: {
    id: 2,
    title: 'Africa',
    childIds: [3, 4],
  },
  3: {
    id: 3,
    title: 'Botswana',
    childIds: [],
  },
  4: {
    id: 4,
    title: 'Egypt',
    childIds: [],
  },
  5: {
    id: 5,
    title: 'Asia',
    childIds: [6, 7],
  },
  6: {
    id: 6,
    title: 'China',
    childIds: [],
  },
  7: {
    id: 7,
    title: 'Hong Kong',
    childIds: [],
  },
  8: {
    id: 8,
    title: 'Mars',
    childIds: [9, 10],
  },
  9: {
    id: 9,
    title: 'Corn Town',
    childIds: [],
  },
  10: {
    id: 10,
    title: 'Green Hill',
    childIds: [],
  },
};
Теперь, когда состояние «плоское» (также известное как «нормализованное»), обновление вложенных элементов становится проще. Чтобы удалить место сейчас, вам нужно всего лишь обновить два уровня состояния:
  • Обновленная версия родительского места должна исключить удаленный идентификатор из массива childIds.
  • Обновленная версия корневого объекта должна включать обновленную версию родительского места.
Вот пример того, как вы можете это сделать:
// App.jsx

import { useState } from 'react';
import { initialTravelPlan } from './places.js';

export default function TravelPlan() {
  const [plan, setPlan] = useState(initialTravelPlan);

  function handleComplete(parentId, childId) {
    const parent = plan[parentId];
    // Создаем новую версию родительского места,
    // которая не включает этот дочерний ID.
    const nextParent = {
      ...parent,
      childIds: parent.childIds.filter((id) => id !== childId),
    };
    // Обновляем состояние корневого объекта...
    setPlan({
      ...plan,
      // ...чтобы он содержал обновленный объект родителя.
      [parentId]: nextParent,
    });
  }

  const root = plan[0];
  const planetIds = root.childIds;
  return (
    <>
      <h2>Places to visit</h2>
      <ol>
        {planetIds.map((id) => (
          <PlaceTree
            key={id}
            id={id}
            parentId={0}
            placesById={plan}
            onComplete={handleComplete}
          />
        ))}
      </ol>
    </>
  );
}

function PlaceTree({ id, parentId, placesById, onComplete }) {
  const place = placesById[id];
  const childIds = place.childIds;
  return (
    <li>
      {place.title}
      <button
        onClick={() => {
          onComplete(parentId, id);
        }}
      >
        Complete
      </button>
      {childIds.length > 0 && (
        <ol>
          {childIds.map((childId) => (
            <PlaceTree
              key={childId}
              id={childId}
              parentId={id}
              placesById={placesById}
              onComplete={onComplete}
            />
          ))}
        </ol>
      )}
    </li>
  );
}
Вы можете сколько угодно вкладывать состояния, но если сделать их «плоскими», это может решить множество проблем. Это упрощает обновление состояния и помогает избежать дублирования в разных частях вложенного объекта.

Улучшение использования памяти

В идеале вы также должны удалить удаленные элементы (и их дочерние элементы) из объекта-таблицы, чтобы оптимизировать использование памяти. Реализация ниже содержит эту логику. Он также использует Immer, чтобы сделать логику обновления более лаконичной.
import { useImmer } from 'use-immer';
import { initialTravelPlan } from './places.js';

export default function TravelPlan() {
  const [plan, updatePlan] = useImmer(initialTravelPlan);

  function handleComplete(parentId, childId) {
    updatePlan((draft) => {
      // Удлаим дочерние ID из родительского `place`.
      const parent = draft[parentId];
      parent.childIds = parent.childIds.filter((id) => id !== childId);

      // Удалим это место и все его поддерево.
      deleteAllChildren(childId);
      function deleteAllChildren(id) {
        const place = draft[id];
        place.childIds.forEach(deleteAllChildren);
        delete draft[id];
      }
    });
  }

  const root = plan[0];
  const planetIds = root.childIds;
  return (
    <>
      <h2>Places to visit</h2>
      <ol>
        {planetIds.map((id) => (
          <PlaceTree
            key={id}
            id={id}
            parentId={0}
            placesById={plan}
            onComplete={handleComplete}
          />
        ))}
      </ol>
    </>
  );
}

function PlaceTree({ id, parentId, placesById, onComplete }) {
  const place = placesById[id];
  const childIds = place.childIds;
  return (
    <li>
      {place.title}
      <button
        onClick={() => {
          onComplete(parentId, id);
        }}
      >
        Complete
      </button>
      {childIds.length > 0 && (
        <ol>
          {childIds.map((childId) => (
            <PlaceTree
              key={childId}
              id={childId}
              parentId={id}
              placesById={placesById}
              onComplete={onComplete}
            />
          ))}
        </ol>
      )}
    </li>
  );
}
Иногда вы также можете уменьшить вложенность состояний, переместив часть вложенных состояний в дочерние компоненты. Это хорошо работает для временного состояния пользовательского интерфейса, которое не нужно сохранять, например, наведен ли элемент.

Резюме

  • Если две переменные состояния всегда обновляются вместе, рассмотрите возможность их объединения в одну.
  • Тщательно выбирайте переменные состояния, чтобы избежать создания «невозможных» состояний.
  • Структурируйте свое состояние таким образом, чтобы уменьшить вероятность того, что вы совершите ошибку при его обновлении.
  • Избегайте избыточного и дублирующего состояния, чтобы вам не нужно было синхронизировать его.
  • Не помещайте пропсы в состояние, если вы специально не хотите предотвратить обновления.
  • Для шаблонов пользовательского интерфейса, таких как выбор, сохраняйте в состоянии не сам объект, а его идентификатор или индекс.
  • Если обновление глубоко вложенного состояния затруднено, попробуйте сделать его плоским.

ТОП 10 вопросов на собеседовании ReactJS

2 года назад·6 мин. на чтение

В‌ ‌этой статье рассмотрим наиболее популярные и важные вопросы, которые могут встретиться на собеседовании по ReactJS на позицию React/фронтенд разработчика. Это вопросы о хуках ReactJS, о методах жизненного цикла компонентов React, JSX, о паттернах в ReactJS и т.д.

Вопросы на собеседовании на позицию Фронтенд разработчика могут быть самые разные. Обычно интервьюер имеет утвержденный список вопросов, стандартный для собеседований в конкретную компанию. Но может задать и дополнительные вопросы. Это могут быть вопросы, связанные с его крайней задачей, или ему захотелось узнать ваше мнение. Или это может быть стандартный вопрос, чтобы узнать действительно ли вы знаете React? и примерно определить на каком уровне. Могут быть вопросы о third-party библиотеках - redux, mobx, saga, thunk. Может быть что-то и про JavaScript. Очевидно, что интервью для junior/midddle/senior будут различаться. Практически любой вопрос можно задать кандидату любого уровня, а вот ответ может отличаться по глубине, по деталям, более опытный может привести примеры corner case’ов и т.д. React развивается. Сейчас вряд ли будут спрашивать много про классовые компоненты. Если только это не легаси проект. Либо могут быть специфичные вопросы, которые только немного касаются темы классовых компонентов.

Что вызывает обновление компонента?

Обновление компонента вызывают изменение состояния и изменение пропсов. В классовых компонентах еще есть forceUpdate (следует использовать только в крайних случаях). Изменение состояния не будет приводить к обновлениям, если новое значение состояния не изменилось. Если мутировать состояние напрямую это тоже не приведет к повторному рендеру В функциональных компонентах встроенного аналога функции forceUpdate нет. Но можно написать свой.
const [ignored, forceUpdate] = useReducer(x => x + 1, 0);

function handleClick() {
  forceUpdate();
}
Когда родительский компонент рендерится, дочерние компоненты рекурсивно тоже будут ререндериться. Скорее всего некоторые компоненты в этой цепочке вернут тот же самый результат, т.е. не изменятся. Поэтому они не будут перерисованы в DOM. Но React все равно должен сделать рендер, чтобы определить эти различия, сравнить и определить нужна перерисовка или нет.

Virtual DOM

Виртуальный DOM (VDOM) — это подход для при котором "виртуальное" представление пользовательского интерфейса хранится в памяти. И этот виртуальный DOM синхронизируется с "настоящим" DOM. В React для этого используется библиотеки (react-dom). Сам этот процесс называется согласованием (reconciliation). Также React использует внутренние объекты, называемые "волокнами" (fibers), чтобы хранить дополнительную информацию о дереве компонентов. Их также можно считать частью реализации "виртуального DOM" в React. Fiber - это JS объект который содержит информацию о компоненте его входные параметры и результат.

setState синхронный или асинхронный?

setState - асинхронный. setState говорит React запустить следующую итерацию рендера. Однако React также может оптимизировать это процесс и несколько вызовов setState - приведут к одному рендеру.

Что такое JSX

JSX - это дополнение к синтаксису JS, который позволяет писать HTML в React компонентах. JSX — синтаксический сахар для функции React.createElement(component, props, ...children). Этот JSX-код:
return <Component />
…конвертируется в:
return React.createElement(SomeComponent, {a: 42, b: "testing"}, "Text Here")
…и результатом будет объект:
{
  type: SomeComponent,
  props: {a: 42, b: "testing"},
  children: ["Text Here"]
}
За правильный парсинг и дальнейшую обработку отвечает babel. Если название типа элемента начинается с маленькой буквы, он ссылается на встроенный компонент, например, <div> или <span>, что в результате приведет к тому, что в React.createElement будет передана строка 'div' или 'span'. Типы, начинающиеся с заглавной буквы, такие как <SomeComponent />, компилируются в React.createElement(SomeComponent) и соответствуют компоненту, который был объявлен или импортирован в JavaScript-файле. React можно использовать без JSX. Это особенно удобно, когда нет необходимости настраивать транспиляцию в процессе сборки.

В чем разница memo и useMemo?

memo — это компонент высшего порядка. Он нужен для повышения производительности и подходит для случаев, когда компонент рендерит одинаковый результат при одних и тех же значениях пропсов. В этом случае результат будет мемоизирован. Это значит, что React будет использовать результат последнего рендера, избегая повторного рендеринга. При использовании memo пропсы по умолчанию сравниваются поверхностно. Можно передать свою функцию сравнения в качестве второго аргумента (если нужно контролировать сравнение). useMemo - это хук, который возвращает мемоизированное значение функции, которая делает долгие вычисления. Эта оптимизация помогает избежать дорогостоящих вычислений при каждом рендере. useMemo будет повторно вычислять мемоизированное значение только тогда, когда значение какой-либо из зависимостей изменилось.

Pure Components (Чистые компоненты)

Компонент является чистым, если он гарантированно возвращает один и тот же результат при одинаковых пропсах и состоянии. Для чего нужны чистые компоненты и чем они лучше? Чистые компоненты имеют улучшенную производительность за счет поверхностного сравнения пропсов и состояния.

Для классовых компонентов

shouldComponentUpdate - необязательный метод жизненного цикла. Если этот метод возвращает false, React пропустит рендеринг компонента. Он может содержать любую логику сравнения пропосв и состояния с их предыдущими значениями. React.PureComponent может быть использован вместо Component + shouldComponentUpdate.

Для функциональных и для классовых компонентов

React.memo() - компонент высшего порядка. В качестве первого аргумента получает компонент и возвращает новый компонент. По умолчанию сравнение происходит поверхностное. Однако, вторым аргументом можно передать свой кастомный компаратор - функцию сравнения (arePropsEqual()) Поверхностное сравнение происходит при помощи оператора ===.

Вопросы о стэйт менеджерах

Отличия mobx и react

  • Redux использует JS-объект в качестве структуры данных для хранения данных состояния. И отслеживание изменений происходит явно вручную. MobX использует observables, и чтобы следить за изменениями используются неявные подписки.
  • Redux использует чистые функции - очевидные изменения состояния. В MobX сложнее отследить изменения и сложнее дебажить.
  • В Mobx меньше бойлерплейт кода.
  • В Mobx может быть больше одного стора, в Redux один большой стор.
  • и т.д.

Особенности использования Context API + useReducer вместо Redux

Безусловно, useReducer() позволяет обрабатывать обновления состояния с помощью редьюсеров без необходимости использования хранилища Redux, а useContext() позволяет передавать значения через дерево React без необходимости передавать их вниз через каждый уровень компонентов в качестве пропсов. Однако, как и в случае с самим Context API, хук useReducer() не имеет дополнительных возможностей, которые предоставляет Redux. Нет ни отладки с перемещением во времени, ни middleware, ни специальных DevTools Extension, позволяющего увидеть, как состояние менялось с течением времени.

Что такое Компонент высшего порядка (Higher-Order Component, HOC)?

Функция, которая получает компонент в качестве аргумента и возвращают модифицированный компонент - называется компонентом высшего порядка. Она применяется для повторного использования логики (помогает следовать принципу DRY). Хорошо подходит для инжектирования зависимостей. HOC - работает как фабрика компонентов. HOC может принимать конфигурации в качестве аргументов и возвращать компонент или семейство компонентов. Через HOC можно скрыть источник данных для компонентов, которые выглядят одинаково, однако обращаются к разным источникам данных.

Когда бы вы использовали классовый компонент вместо функционального?

Можно сформулировать этот вопрос иначе: "Что можно сделать с помощью хуков, а что нельзя?" Основные методы жизненного цикла можно имплементировать при помощи хуков. Однако пока есть функциональность, которую можно имплементировать только с помощью классовых компонентов, в будущем конечно это может измениться. Но пока не существует хуков, реализующих методы жизненного цикла getSnapshotBeforeUpdate, getDerivedStateFromError и componentDidCatch. В документации сказано, что разработчики планируют их добавить. getSnapshotBeforeUpdate вызывается прямо перед добавлением в DOM. На этом этапе некоторая информация из DOM уже доступна (например, положение прокрутки) getDerivedStateFromError вызывается после возникновения ошибки у компонента-потомка. Он получает ошибку в качестве параметра и возвращает значение для обновления состояния. Вызывается во время этапа рендера, поэтому здесь запрещены любые побочные эффекты. Можно использовать для рендеринга запасного UI в случае отлова ошибки. componentDidCatch вызывается после возникновения ошибки у компонента-потомка. Вызывается во время этапа фиксации, поэтому здесь можно использовать побочные эффекты. Можно использовать для логирования информации об отловленной ошибке.

Lazy loading, code splitting

Lazy loading - ленивая загрузка, для того чтобы загружать очередной бандл по требованию. Эта оптимизация полезна т.к. не все части приложения могут пригодится сразу же. Таким образом мы можем ускорить загрузку сайта за счет меньшего размера бандла. Бандлы - это результат работы работы сборщиков проекта (Webpack, Rollup). Сама сборка - это процесс выявления импортированных файлов и объединения их в один файл (часто называемый "bundle" или "бандл"). Этот бандл после подключения на веб-страницу загружает приложение. Однако нужно следить за размером бандла - любая подключенная библиотека добавляет лишний килобайты. И загрузка может занять слишком много времени. При помощи сборщиков проекта можно создавать несколько бандлов и загружать их по мере необходимости. Общий размер кода не уменьшится (он будет разделен на несколько частей) - однако начальная загрузка будет быстрее.
  • React.lazy
const OtherComponent = React.lazy(() => import('./OtherComponent'))
Она автоматически загрузит бандл, содержащий OtherComponent, когда этот компонент будет впервые отрендерен. React.lazy принимает функцию, которая должна вызвать динамический import(). Результатом возвращённого Promise является модуль, который экспортирует по умолчанию React-компонент (export default).
  • Suspense
Компонент с ленивой загрузкой должен рендериться внутри компонента Suspense, который позволяет нам показать запасное содержимое (например, индикатор загрузки) пока происходит загрузка ленивого компонента.
  • Предохранители (error boundary)
Если какой-то модуль не загружается (например, из-за сбоя сети), это вызовет ошибку. Можно обрабатывать эти ошибки для улучшения пользовательского опыта с помощью предохранителей.

Как работает браузер?

Это один из самых популярных вопросов на собседовании на роль middle/senior разработчика. Обо всех шагах, которые совершает браузер при переходе на страницу вы можете найти в этом посте. Также по теме собеседований рекомендую прочитать: