Мышление в стиле React

9 месяцев назад·10 мин. на чтение

React может изменить ваше представление о разработке приложений. Когда вы создаете пользовательский интерфейс с помощью React, вы сначала разбиваете его на части, называемые компонентами. Затем вы описываете различные визуальные состояния для каждого из ваших компонентов. Наконец, вы соединяете свои компоненты вместе, чтобы данные проходили через них. В этом руководстве мы проведем вас через мыслительный процесс создания таблицы с данными о продуктах с возможностью поиска с помощью React.

Содержание туториала по React React может изменить ваше представление о разработке приложений. Когда вы создаете пользовательский интерфейс с помощью React, вы сначала разбиваете его на части, называемые компонентами. Затем вы описываете различные визуальные состояния для каждого из ваших компонентов. Наконец, вы соединяете свои компоненты вместе, чтобы данные проходили через них. В этом руководстве мы проведем вас через мыслительный процесс создания таблицы с данными о продуктах с возможностью поиска с помощью React.

Начните с макета

Представьте, что у вас уже есть JSON API и мокап от дизайнера. JSON API возвращает некоторые данные, которые выглядят следующим образом:
[
  { category: 'Fruits', price: '$1', stocked: true, name: 'Apple' },
  { category: 'Fruits', price: '$1', stocked: true, name: 'Dragonfruit' },
  { category: 'Fruits', price: '$2', stocked: false, name: 'Passionfruit' },
  { category: 'Vegetables', price: '$2', stocked: true, name: 'Spinach' },
  { category: 'Vegetables', price: '$4', stocked: false, name: 'Pumpkin' },
  { category: 'Vegetables', price: '$1', stocked: true, name: 'Peas' },
];
Чтобы реализовать пользовательский интерфейс в React, обычно выполняется одни и те же пять шагов.

Шаг 1. Разбейте пользовательский интерфейс на иерархию компонентов

Начните с рисования рамок вокруг каждого компонента и подкомпонента в макете и присваивайте им имена. Если вы работаете с дизайнером, возможно, они уже назвали эти компоненты в своем инструменте дизайна. В зависимости от вашего опыта вы можете думать о разделении дизайна на компоненты по-разному:
  • Программирование — используйте те же методы для принятия решения о создании новой функции или объекта. Одним из таких методов является принцип единой ответственности, то есть в идеале компонент должен делать только одну вещь. Если он в конечном итоге растет, его следует разбить на более мелкие подкомпоненты.
  • CSS — подумайте, для чего бы вы сделали селекторы классов.
  • Дизайн — подумайте, как бы вы организовали слои дизайна.
Если ваш JSON хорошо структурирован, вы часто обнаружите, что он естественным образом сопоставляется со структурой компонентов вашего пользовательского интерфейса. Это связано с тем, что модели пользовательского интерфейса и данных часто имеют одинаковую информационную архитектуру, то есть одинаковую форму. Разделите свой пользовательский интерфейс на компоненты, где каждый компонент соответствует одной части вашей модели данных.
На этом экране пять компонентов: На этом экране пять компонентов
  1. FilterableProductTable (серый) содержит все приложение.
  2. SearchBar (синий) получает пользовательский ввод.
  3. ProductTable (фиолетовый) отображает и фильтрует список в соответствии с пользовательским вводом.
  4. ProductCategoryRow (зеленый) отображает заголовок для каждой категории.
  5. ProductRow (желтый) отображает строку для каждого продукта.
Если вы посмотрите на ProductTable (фиолетовый), вы увидите, что заголовок таблицы (содержащий метки "Name" и "Price") не является отдельным компонентом. Это вопрос предпочтений, и вы можете пойти любым путем. В этом примере это часть ProductTable, поскольку она появляется внутри списка ProductTable. Однако, если этот заголовок станет сложным (например, если вы добавите сортировку), имеет смысл сделать его отдельным компонентом ProductTableHeader. Теперь, когда вы идентифицировали компоненты макета, расположите их в иерархическом порядке. Компоненты, которые появляются внутри другого компонента в макете, должны отображаться как дочерние элементы в иерархии:
  • FilterableProductTable
    • SearchBar
    • ProductTable
      • ProductCategoryRow
      • ProductRow

Шаг 2: Создайте статичную версию в React

Теперь, когда у вас есть иерархия компонентов, пришло время реализовать ваше приложение. Самый простой подход — создать версию, которая отображает пользовательский интерфейс из вашей модели данных без добавления какой-либо интерактивности… пока! Часто проще сначала создать статичную версию, а затем добавить интерактивность отдельно. Чтобы создать статичную версию приложения, которое отображает вашу модель данных, вам нужно создать компоненты, которые повторно используют другие компоненты и передают данные с помощью пропсов. Пропсы — это способ передачи данных от родителя к дочернему элементу. (Если вы знакомы с концепцией состояния, вообще не используйте состояние для создания этой статичной версии. Состояние зарезервировано только для интерактивности, то есть данных, которые меняются со временем. Поскольку это статичная версия приложения, вам это не нужно.)
Вы можете строить «сверху вниз», начиная с компонентов, расположенных выше в иерархии (например, FilterableProductTable), или «снизу вверх», работая с компонентами, расположенными ниже (например, ProductRow). В более простых примерах обычно проще идти сверху вниз, а в более крупных проектах легче идти снизу вверх.
function ProductCategoryRow({ category }) {
  return (
    <tr>
      <th colSpan="2">{category}</th>
    </tr>
  );
}

function ProductRow({ product }) {
  const name = product.stocked ? (
    product.name
  ) : (
    <span style={{ color: 'red' }}>{product.name}</span>
  );

  return (
    <tr>
      <td>{name}</td>
      <td>{product.price}</td>
    </tr>
  );
}

function ProductTable({ products }) {
  const rows = [];
  let lastCategory = null;

  products.forEach((product) => {
    if (product.category !== lastCategory) {
      rows.push(
        <ProductCategoryRow
          category={product.category}
          key={product.category}
        />
      );
    }
    rows.push(<ProductRow product={product} key={product.name} />);
    lastCategory = product.category;
  });

  return (
    <table>
      <thead>
        <tr>
          <th>Name</th>
          <th>Price</th>
        </tr>
      </thead>
      <tbody>{rows}</tbody>
    </table>
  );
}

function SearchBar() {
  return (
    <form>
      <input type="text" placeholder="Search..." />
      <label>
        <input type="checkbox" /> Only show products in stock
      </label>
    </form>
  );
}

function FilterableProductTable({ products }) {
  return (
    <div>
      <SearchBar />
      <ProductTable products={products} />
    </div>
  );
}

const PRODUCTS = [
  { category: 'Fruits', price: '$1', stocked: true, name: 'Apple' },
  { category: 'Fruits', price: '$1', stocked: true, name: 'Dragonfruit' },
  { category: 'Fruits', price: '$2', stocked: false, name: 'Passionfruit' },
  { category: 'Vegetables', price: '$2', stocked: true, name: 'Spinach' },
  { category: 'Vegetables', price: '$4', stocked: false, name: 'Pumpkin' },
  { category: 'Vegetables', price: '$1', stocked: true, name: 'Peas' },
];

export default function App() {
  return <FilterableProductTable products={PRODUCTS} />;
}
(Если этот код выглядит пугающе, сначала пройдите Быстрый старт.) После создания компонентов у вас будет библиотека повторно используемых компонентов, которые отображают вашу модель данных. Поскольку это статичное приложение, компоненты будут возвращать только JSX. Компонент наверху иерархии (FilterableProductTable) будет использовать вашу модель данных в качестве опоры. Это называется односторонним потоком данных, потому что данные передаются от компонента верхнего уровня к компонентам в нижней части дерева.

Шаг 3. Найдите минимальное, но полное представление состояния пользовательского интерфейса.

Чтобы сделать пользовательский интерфейс интерактивным, вам нужно разрешить пользователям изменять базовую модель данных. Для этого вы будете использовать состояние. Думайте о состоянии как о минимальном наборе изменяющихся данных, которые должно запомнить ваше приложение. Самый важный принцип структурирования состояния — следовать принципу DRY (Don’t Repeat Yourself, не повторяться). Выясните абсолютно минимальное представление состояния, в котором нуждается ваше приложение, и вычислите все остальное по требованию. Например, если вы создаете список покупок, вы можете хранить элементы в виде массива в состоянии. Если вы хотите также отобразить количество элементов в списке, не сохраняйте количество элементов в качестве другого значения состояния — вместо этого считывайте длину вашего массива. Теперь подумайте обо всех фрагментах данных в этом примере приложения:
  1. Первоначальный список продуктов
  2. Текст для поиска, который ввел пользователь
  3. Значение флажка
  4. Отфильтрованный список товаров
Что из этого является состоянием? Определите те, которые не являются:
  1. Остается ли он неизменным с течением времени? Если да, то это не состояние.
  2. Он передается от родителя через проп? Если да, то это не состояние.
  3. Можете ли вы вычислить его на основе существующего состояния или пропса в вашем компоненте? Если да, то это точно не состояние!
То что осталось, наверное, является состояние. Давайте еще раз пройдемся по ним один за другим:
  1. Исходный список продуктов передается в качестве пропса, поэтому он не является состоянием.
  2. Текст поиска кажется состоянием, поскольку он меняется со временем и не может быть вычислен из чего-либо.
  3. Значение флажка кажется состоянием, поскольку оно меняется со временем и не может быть вычислено из чего-либо.
  4. Отфильтрованный список продуктов не является состоянием, поскольку его можно вычислить, взяв исходный список продуктов и отфильтровав его в соответствии с текстом поиска и значением флажка.
Это означает, что только текст поиска и значение флажка являются состоянием.

Пропсы и Состояние

В React есть два типа данных: пропсы и состояние. Они очень разные:
  • Пропсы похожи на аргументы, которые вы передаете в функции. Они позволяют родительскому компоненту передавать данные дочернему компоненту и настраивать его внешний вид. Например, Form может передать проп color в кнопку Button.
  • Состояние похоже на память компонента. Это позволяет компоненту отслеживать некоторую информацию и изменять ее в ответ на взаимодействие. Например, Button может отслеживать состояние isHovered.
Пропсы и состояния разные, но они работают вместе. Родительский компонент часто сохраняет некоторую информацию в состоянии (чтобы он мог ее изменить) и передает ее дочерним компонентам в качестве их пропсов. Ничего страшного, если разница все еще кажется нечеткой при первом чтении. Требуется немного практики.

Шаг 4: Определите, где должно находится ваше состояние

После определения минимальных данных о состоянии вашего приложения вам необходимо определить, какой компонент отвечает за изменение этого состояния или владеет этим состоянием. Помните: React использует односторонний поток данных, передавая данные вниз по иерархии компонентов от родительского к дочернему компоненту. Сразу может быть неясно, какой компонент каким состоянием должен владеть. Это может быть сложно, если вы новичок в этой концепции, но вы можете понять это, выполнив следующие шаги. Для каждой части состояния в вашем приложении:
  1. Определите каждый компонент, который отображает что-то на основе этого состояния.
  2. Найдите их ближайший общий родительский компонент — компонент выше всех в иерархии.
  3. Решите, где должно находится состояние:
    1. Часто вы можете поместить состояние непосредственно в их общего родителя.
    2. Вы также можете поместить состояние в какой-либо компонент над их общим родителем.
    3. Если вы не можете найти компонент, где имеет смысл владеть состоянием, создайте новый компонент исключительно для хранения состояния и добавьте его где-нибудь в иерархии над общим родительским компонентом.
На предыдущем шаге вы нашли в этом приложении две части состояния: вводимый текст поиска и значение флажка. В этом примере они всегда появляются вместе, поэтому их легче представить как единый элемент состояния.
Теперь давайте рассмотрим нашу стратегию для этого состояния:
  1. Определите компоненты, которые используют состояние: ProductTable необходимо отфильтровать список продуктов на основе этого состояния (текст поиска и значение флажка). SearchBar должен отображать это состояние (текст поиска и значение флажка).
  2. Найдите их общего родителя: первый родительский компонент, который используется обоими компонентами, — это FilterableProductTable.
  3. Решите, где находится состояние: мы сохраним текст фильтра и проверенные значения состояния в FilterableProductTable.
Таким образом, значения состояния будут жить в FilterableProductTable. Добавьте состояние к компоненту с помощью хука useState(). Хуки позволяют «подключиться» к циклу рендеринга компонента. Добавьте две переменные состояния вверху FilterableProductTable и укажите начальное состояние вашего приложения:
function FilterableProductTable({ products }) {
  const [filterText, setFilterText] = useState('');
  const [inStockOnly, setInStockOnly] = useState(false);
Затем передайте filterText и inStockOnly в ProductTable и SearchBar в качестве проса:
<div>
  <SearchBar filterText="{filterText}" inStockOnly="{inStockOnly}" />
  <ProductTable
    products="{products}"
    filterText="{filterText}"
    inStockOnly="{inStockOnly}"
  />
</div>
Вы можете начать видеть, как будет вести себя ваше приложение. Измените начальное значение filterText с useState('') на useState('fruit') в приведенном ниже коде песочницы. Вы увидите как текст ввода поиска, так и обновление таблицы:
import { useState } from 'react';

function FilterableProductTable({ products }) {
  const [filterText, setFilterText] = useState('');
  const [inStockOnly, setInStockOnly] = useState(false);

  return (
    <div>
      <SearchBar filterText={filterText} inStockOnly={inStockOnly} />
      <ProductTable
        products={products}
        filterText={filterText}
        inStockOnly={inStockOnly}
      />
    </div>
  );
}

function ProductCategoryRow({ category }) {
  return (
    <tr>
      <th colSpan="2">{category}</th>
    </tr>
  );
}

function ProductRow({ product }) {
  const name = product.stocked ? (
    product.name
  ) : (
    <span style={{ color: 'red' }}>{product.name}</span>
  );

  return (
    <tr>
      <td>{name}</td>
      <td>{product.price}</td>
    </tr>
  );
}

function ProductTable({ products, filterText, inStockOnly }) {
  const rows = [];
  let lastCategory = null;

  products.forEach((product) => {
    if (product.name.toLowerCase().indexOf(filterText.toLowerCase()) === -1) {
      return;
    }
    if (inStockOnly && !product.stocked) {
      return;
    }
    if (product.category !== lastCategory) {
      rows.push(
        <ProductCategoryRow
          category={product.category}
          key={product.category}
        />
      );
    }
    rows.push(<ProductRow product={product} key={product.name} />);
    lastCategory = product.category;
  });

  return (
    <table>
      <thead>
        <tr>
          <th>Name</th>
          <th>Price</th>
        </tr>
      </thead>
      <tbody>{rows}</tbody>
    </table>
  );
}

function SearchBar({ filterText, inStockOnly }) {
  return (
    <form>
      <input type="text" value={filterText} placeholder="Search..." />
      <label>
        <input type="checkbox" checked={inStockOnly} /> Only show products in
        stock
      </label>
    </form>
  );
}

const PRODUCTS = [
  { category: 'Fruits', price: '$1', stocked: true, name: 'Apple' },
  { category: 'Fruits', price: '$1', stocked: true, name: 'Dragonfruit' },
  { category: 'Fruits', price: '$2', stocked: false, name: 'Passionfruit' },
  { category: 'Vegetables', price: '$2', stocked: true, name: 'Spinach' },
  { category: 'Vegetables', price: '$4', stocked: false, name: 'Pumpkin' },
  { category: 'Vegetables', price: '$1', stocked: true, name: 'Peas' },
];

export default function App() {
  return <FilterableProductTable products={PRODUCTS} />;
}
Обратите внимание, что редактирование формы пока не работает. В приведенном выше коде есть ошибка консоли, объясняющая, почему:
You provided a `value` prop to a form field without an `onChange` handler. This will render a read-only field.


Вы предоставили проп `value` для поля формы без обработчика `onChange`. Это отобразит поле только для чтения.
В приведенном выше коде ProductTable и SearchBar считывают пропсы filterText и inStockOnly для отображения таблицы, ввода и флажка. Например, вот как SearchBar заполняет входное значение:
function SearchBar({ filterText, inStockOnly }) {
  return (
    <form>
      <input
        type="text"
        value={filterText}
        placeholder="Search..."/>
Однако вы еще не добавили никакого кода для реагирования на действия пользователя, такие как ввод текста. Сделаем это в следующем шаге.

Шаг 5. Добавьте обратный поток данных

В настоящее время ваше приложение корректно отображается с пропсами и состоянием, спускающимися по иерархии. Но чтобы изменить состояние в соответствии с пользовательским вводом, вам нужно будет поддерживать поток данных в обратном направлении: компоненты формы глубоко в иерархии должны обновить состояние в FilterableProductTable. React делает этот поток данных явным, но требует немного большего набора текста, чем двусторонняя привязка данных. Если вы попытаетесь ввести или установить флажок в приведенном выше примере, вы увидите, что React игнорирует ваш ввод. Это сделано намеренно. Написав <input value={filterText} />, вы установили проп value для input, чтобы оно всегда было равно состоянию filterText, переданному из FilterableProductTable. Поскольку состояние filterText никогда не устанавливается, ввод никогда не изменяется. Вы хотите сделать так, чтобы всякий раз, когда пользователь меняет ввод формы, состояние обновлялось, чтобы отражать эти изменения. Состояние принадлежит FilterableProductTable, поэтому только он может вызывать setFilterText и setInStockOnly. Чтобы позволить SearchBar обновлять состояние FilterableProductTable, вам нужно передать эти функции в SearchBar:
function FilterableProductTable({ products }) {
  const [filterText, setFilterText] = useState('');
  const [inStockOnly, setInStockOnly] = useState(false);

  return (
    <div>
      <SearchBar
        filterText={filterText}
        inStockOnly={inStockOnly}
        onFilterTextChange={setFilterText}
        onInStockOnlyChange={setInStockOnly} />
Внутри SearchBar вы добавите обработчики событий onChange, который установит родительское состояние:
<input
  type="text"
  value={filterText}
  placeholder="Search..."
  onChange={(e) => onFilterTextChange(e.target.value)}
/>
Теперь приложение работает!
import { useState } from 'react';

function FilterableProductTable({ products }) {
  const [filterText, setFilterText] = useState('');
  const [inStockOnly, setInStockOnly] = useState(false);

  return (
    <div>
      <SearchBar
        filterText={filterText}
        inStockOnly={inStockOnly}
        onFilterTextChange={setFilterText}
        onInStockOnlyChange={setInStockOnly}
      />
      <ProductTable
        products={products}
        filterText={filterText}
        inStockOnly={inStockOnly}
      />
    </div>
  );
}

function ProductCategoryRow({ category }) {
  return (
    <tr>
      <th colSpan="2">{category}</th>
    </tr>
  );
}

function ProductRow({ product }) {
  const name = product.stocked ? (
    product.name
  ) : (
    <span style={{ color: 'red' }}>{product.name}</span>
  );

  return (
    <tr>
      <td>{name}</td>
      <td>{product.price}</td>
    </tr>
  );
}

function ProductTable({ products, filterText, inStockOnly }) {
  const rows = [];
  let lastCategory = null;

  products.forEach((product) => {
    if (product.name.toLowerCase().indexOf(filterText.toLowerCase()) === -1) {
      return;
    }
    if (inStockOnly && !product.stocked) {
      return;
    }
    if (product.category !== lastCategory) {
      rows.push(
        <ProductCategoryRow
          category={product.category}
          key={product.category}
        />
      );
    }
    rows.push(<ProductRow product={product} key={product.name} />);
    lastCategory = product.category;
  });

  return (
    <table>
      <thead>
        <tr>
          <th>Name</th>
          <th>Price</th>
        </tr>
      </thead>
      <tbody>{rows}</tbody>
    </table>
  );
}

function SearchBar({
  filterText,
  inStockOnly,
  onFilterTextChange,
  onInStockOnlyChange,
}) {
  return (
    <form>
      <input
        type="text"
        value={filterText}
        placeholder="Search..."
        onChange={(e) => onFilterTextChange(e.target.value)}
      />
      <label>
        <input
          type="checkbox"
          checked={inStockOnly}
          onChange={(e) => onInStockOnlyChange(e.target.checked)}
        />{' '}
        Only show products in stock
      </label>
    </form>
  );
}

const PRODUCTS = [
  { category: 'Fruits', price: '$1', stocked: true, name: 'Apple' },
  { category: 'Fruits', price: '$1', stocked: true, name: 'Dragonfruit' },
  { category: 'Fruits', price: '$2', stocked: false, name: 'Passionfruit' },
  { category: 'Vegetables', price: '$2', stocked: true, name: 'Spinach' },
  { category: 'Vegetables', price: '$4', stocked: false, name: 'Pumpkin' },
  { category: 'Vegetables', price: '$1', stocked: true, name: 'Peas' },
];

export default function App() {
  return <FilterableProductTable products={PRODUCTS} />;
}
Вы можете узнать все об обработке событий и обновлении состояния в разделе "Добавление интерактивности".

Обработка ввода с состоянием в React

9 месяцев назад·8 мин. на чтение

React использует декларативный способ управления пользовательским интерфейсом. Вместо непосредственного управления отдельными частями пользовательского интерфейса вы описываете различные состояния, в которых может находиться ваш компонент, и переключаетесь между ними в ответ на действия пользователя. Это похоже на то, как дизайнеры думают о пользовательском интерфейсе.

Содержание туториала по React В этой части руководства по React рассмотрим как реагировать на события ввода. React использует декларативный способ управления пользовательским интерфейсом. Вместо непосредственного управления отдельными частями пользовательского интерфейса вы описываете различные состояния, в которых может находиться ваш компонент, и переключаетесь между ними в ответ на действия пользователя. Это похоже на то, как дизайнеры думают о пользовательском интерфейсе.

Сравнение декларативного пользовательского интерфейса с императивным

Когда вы проектируете взаимодействия с пользовательским интерфейсом, вы, вероятно, думаете о том, как пользовательский интерфейс изменяется в ответ на действия пользователя. Рассмотрим форму, которая позволяет пользователю отправить ответ:
  • Когда вы вводите что-то в форму, кнопка «Отправить» становится активной.
  • Когда вы нажимаете «Отправить», и форма, и кнопка блокируются, и появляется анимация ожидания.
  • Если сетевой запрос выполнен успешно, форма скрывается и появляется сообщение «Спасибо».
  • Если сетевой запрос завершается неудачно, появляется сообщение об ошибке, и форма снова становится доступной.
В императивном программировании вышеизложенное напрямую соответствует тому, как вы реализуете взаимодействие. Вы должны написать точные инструкции для управления пользовательским интерфейсом в зависимости от того, что только что произошло. Вот еще один способ подумать об этом: представьте, что вы едете рядом в машине в качестве пассажира и говорите водителю как ехать и где сворачивать и в какую сторону.
Водитель не знают, куда вы хотите поехать, он просто следуют вашим командам. (И если вы ошибетесь, вы окажетесь не в том месте) Это называется императивным подходом, потому что вы должны «командовать» каждым элементом, от счетчика до кнопки, сообщая компьютеру, как обновить пользовательский интерфейс. В этом примере императивного программирования пользовательского интерфейса форма создается без использования React. Он использует встроенный в браузер DOM:
async function handleFormSubmit(e) {
  e.preventDefault();
  disable(textarea);
  disable(button);
  show(loadingMessage);
  hide(errorMessage);
  try {
    await submitForm(textarea.value);
    show(successMessage);
    hide(form);
  } catch (err) {
    show(errorMessage);
    errorMessage.textContent = err.message;
  } finally {
    hide(loadingMessage);
    enable(textarea);
    enable(button);
  }
}

function handleTextareaChange() {
  if (textarea.value.length === 0) {
    disable(button);
  } else {
    enable(button);
  }
}

function hide(el) {
  el.style.display = 'none';
}

function show(el) {
  el.style.display = '';
}

function enable(el) {
  el.disabled = false;
}

function disable(el) {
  el.disabled = true;
}

function submitForm(answer) {
  // Pretend it's hitting the network.
  return new Promise((resolve, reject) => {
    setTimeout(() => {
      if (answer.toLowerCase() == 'istanbul') {
        resolve();
      } else {
        reject(new Error('Good guess but a wrong answer. Try again!'));
      }
    }, 1500);
  });
}

let form = document.getElementById('form');
let textarea = document.getElementById('textarea');
let button = document.getElementById('button');
let loadingMessage = document.getElementById('loading');
let errorMessage = document.getElementById('error');
let successMessage = document.getElementById('success');
form.onsubmit = handleFormSubmit;
textarea.oninput = handleTextareaChange;
<!-- index.html -->

<form id="form">
  <h2>City quiz</h2>
  <p>What city is located on two continents?</p>
  <textarea id="textarea"></textarea>
  <br />
  <button id="button" disabled>Submit</button>
  <p id="loading" style="display: none">Loading...</p>
  <p id="error" style="display: none; color: red;"></p>
</form>
<h1 id="success" style="display: none">That's right!</h1>

<style>
  * {
    box-sizing: border-box;
  }
  body {
    font-family: sans-serif;
    margin: 20px;
    padding: 0;
  }
</style>
Императивное управление пользовательским интерфейсом работает достаточно хорошо для отдельных примеров, но в более сложных системах управлять им становится экспоненциально сложнее. Представьте, что вы обновляете страницу, полную различных форм, подобных этой. Добавление нового элемента пользовательского интерфейса или нового взаимодействия потребует тщательной проверки всего существующего кода, чтобы убедиться, что вы не внесли ошибку (например, забыли что-то показать или скрыть). React был создан, чтобы решить эту проблему. В React вы не управляете пользовательским интерфейсом напрямую — это означает, что вы не включаете, не отключаете, не показываете и не скрываете компоненты напрямую. Вместо этого вы объявляете, что хотите показать, а React выясняет, как обновить пользовательский интерфейс. Подумайте о том, чтобы сесть в такси и сказать водителю, куда вы хотите ехать, вместо того, чтобы указывать ему, где именно повернуть. Доставить вас туда — работа водителя, и они могут даже знать некоторые короткие пути, о которых вы не подумали.

Декларативный подход к пользовательскому интерфейсу

Вы видели, как императивно реализовать форму выше. Чтобы лучше понять, как мыслить в React, выполним реализацию этого пользовательского интерфейса в React:
  1. Определить различные визуальные состояния компонента
  2. Определить, что вызывает эти изменения состояния
  3. Представить состояние в памяти, используя useState
  4. Удалить все несущественные переменные состояния
  5. Подключить обработчики событий для установки состояния

Шаг 1. Определить различные визуальные состояния компонента

В информатике вы могли слышать о «машине состояний» (state machine, стейт машина, конечный автомат), находящейся в одном из нескольких «состояний». Если вы работаете с дизайнером, возможно, вы видели мокапы для разных «визуальных состояний». React стоит на стыке дизайна и информатики, поэтому обе эти идеи являются источниками вдохновения. Во-первых, вам нужно визуализировать все различные «состояния» пользовательского интерфейса, которые может видеть пользователь:
  • Пусто (empty): в форме отключена кнопка «Отправить».
  • Ввод (typing): Форма имеет активную кнопку «Отправить».
  • Отправка (submitting): Форма полностью отключена. Показана анимация ожидания.
  • Успех (success): вместо формы отображается сообщение «Спасибо».
  • Ошибка (error): то же, что и состояние ввода, но с дополнительным сообщением об ошибке.
Так же, как дизайнер, вы захотите создавать «макеты» для различных состояний, прежде чем добавлять логику. Например, вот макет только для визуальной части формы. Этот макет управляется пропсом, называемым status, со значением по умолчанию 'empty':
export default function Form({
  // Try 'submitting', 'error', 'success':
  status = 'empty',
}) {
  if (status === 'success') {
    return <h1>That's right!</h1>;
  }
  return (
    <>
      <h2>City quiz</h2>
      <p>
        In which city is there a billboard that turns air into drinkable water?
      </p>
      <form>
        <textarea disabled={status === 'submitting'} />
        <br />
        <button disabled={status === 'empty' || status === 'submitting'}>
          Submit
        </button>
        {status === 'error' && (
          <p className="Error">Good guess but a wrong answer. Try again!</p>
        )}
      </form>
    </>
  );
}
Как отобразить множество визуальных состояний компонента одновременно? Если у компонента много визуальных состояний, как у компонента Form выше, будет удобно показать их все на одной странице. Такие страницы часто называют «живыми руководствами по стилю» (living styleguides) или storybooks.

Шаг 2. Определить, что вызывает эти изменения состояния

Вы можете запускать обновления состояния в ответ на два типа входных данных:
  • Ввод пользователя, например нажатие кнопки, ввод в поле, переход по ссылке.
  • Входные данные компьютера, такие как получение сетевого ответа, завершение тайм-аута, загрузка изображения.
В обоих случаях необходимо установить переменные состояния для обновления пользовательского интерфейса. Для формы, которую вы разрабатываете, вам нужно будет изменить состояние в ответ на несколько разных входных данных:
  • Изменение ввода текста (пользователем) должно переключить его из пустого (empty) состояния в состояние ввода (typing) или обратно, в зависимости от того, пусто текстовое поле или нет.
  • Нажатие (пользователем) кнопки «Отправить» должно переключить ее в состояние «Отправка» (submitting).
  • Успешный сетевой ответ (компьютер) должен перевести его в состояние успеха (success).
  • Неудачный сетевой ответ (компьютер) должен перевести его в состояние (error) с соответствующим сообщением об ошибке.
Обратите внимание, что для ввода пользователя часто требуются обработчики событий. Чтобы визуализировать этот поток, попробуйте нарисовать каждое состояние на бумаге в виде помеченного круга, а каждое изменение между двумя состояниями — в виде стрелки. Таким образом можно набросать множество потоков и разобраться с ошибками задолго до реализации.

Шаг 3: Представить состояние в памяти, используя useState

Далее вам нужно представить визуальные состояния вашего компонента в памяти с помощью useState. Ключевым моментом является простота: каждая часть состояния является «движущейся частью», и вам нужно как можно меньше «движущихся частей». Большая сложность приводит к большему количеству ошибок. Начните с состояния, которое обязательно должно быть. Например, вам нужно сохранить ответ для ввода и ошибку (если она существует) для сохранения последней ошибки:
const [answer, setAnswer] = useState('');
const [error, setError] = useState(null);
Затем вам понадобится переменная состояния, представляющая, какое из визуальных состояний, описанных ранее, вы хотите отобразить. Обычно существует более одного способа представить это в памяти, поэтому вам нужно поэкспериментировать с ним. Если вы изо всех сил пытаетесь сразу придумать лучший способ, начните с добавления достаточного количества состояний, чтобы быть уверенным, что охватываются все возможные визуальные состояния:
const [isEmpty, setIsEmpty] = useState(true);
const [isTyping, setIsTyping] = useState(false);
const [isSubmitting, setIsSubmitting] = useState(false);
const [isSuccess, setIsSuccess] = useState(false);
const [isError, setIsError] = useState(false);
Ваша первая идея, скорее всего, не будет лучшей, но это нормально — рефакторинг — это часть процесса.

Шаг 4. Удалить все несущественные переменные состояния

Вы хотите избежать дублирования в содержании состояния, чтобы отслеживать только то, что необходимо. Потратив немного времени на рефакторинг вашей структуры состояния, вы облегчите понимание своих компонентов, уменьшите дублирование и предотвратите непреднамеренное значение. Ваша цель — предотвратить случаи, когда состояние в памяти не представляет никакого допустимого пользовательского интерфейса, который вы хотели бы видеть пользователю. (Например, вы никогда не хотите показывать сообщение об ошибке и одновременно отключать ввод, иначе пользователь не сможет исправить ошибку.) Вот несколько вопросов, которые вы можете задать про свои переменные состояния:
  • Вызывает ли это состояние парадокс? Например, isTyping и isSubmitting не могут одновременно быть истинными. Парадокс обычно означает, что состояние недостаточно ограничено. Существует четыре возможных комбинации двух логических значений, но только три соответствуют действительным состояниям. Чтобы удалить невозможное состояние, вы можете объединить их в состояние, которое должно иметь одно из трех значений: «ввод», «отправка» или «успех».
  • Доступна ли та же информация в другой переменной состояния? Еще один парадокс: isEmpty и isTyping не могут быть истинными одновременно. Делая их отдельными переменными состояния, вы рискуете рассинхронизировать их и вызвать ошибки. К счастью, вы можете удалить isEmpty и вместо этого проверить answer.length === 0.
  • Можно ли получить ту же информацию из инверсии другой переменной состояния? isError не нужен, потому что вместо этого вы можете проверить error !== null.
После этой очистки у вас осталось 3 (вместо 7!) основных переменных состояния:
const [answer, setAnswer] = useState('');
const [error, setError] = useState(null);
const [status, setStatus] = useState('typing'); // 'typing', 'submitting', or 'success'
Вы знаете, что они необходимы, потому что вы не можете удалить ни один из них, не нарушив функциональность.

Как устраненить «невозможные» состояния с помощью редьюсера

Эти три переменные являются достаточно хорошим представлением состояния этой формы. Тем не менее, есть еще некоторые промежуточные состояния, которые не имеют полного смысла. Например, ненулевая ошибка не имеет смысла, когда статус равен «успех». Чтобы точнее смоделировать состояние, вы можете извлечь его в редьюсер. Редьюсеры позволяют объединить несколько переменных состояния в один объект и объединить всю связанную логику.

Шаг 5: Подключить обработчики событий для установки состояния

Наконец, создайте обработчики событий для установки переменных состояния. Ниже приведена окончательная форма со всеми подключенными обработчиками событий:
import { useState } from 'react';

export default function Form() {
  const [answer, setAnswer] = useState('');
  const [error, setError] = useState(null);
  const [status, setStatus] = useState('typing');

  if (status === 'success') {
    return <h1>That's right!</h1>;
  }

  async function handleSubmit(e) {
    e.preventDefault();
    setStatus('submitting');
    try {
      await submitForm(answer);
      setStatus('success');
    } catch (err) {
      setStatus('typing');
      setError(err);
    }
  }

  function handleTextareaChange(e) {
    setAnswer(e.target.value);
  }

  return (
    <>
      <h2>City quiz</h2>
      <p>
        In which city is there a billboard that turns air into drinkable water?
      </p>
      <form onSubmit={handleSubmit}>
        <textarea
          value={answer}
          onChange={handleTextareaChange}
          disabled={status === 'submitting'}
        />
        <br />
        <button disabled={answer.length === 0 || status === 'submitting'}>
          Submit
        </button>
        {error !== null && <p className="Error">{error.message}</p>}
      </form>
    </>
  );
}

function submitForm(answer) {
  // Pretend it's hitting the network.
  return new Promise((resolve, reject) => {
    setTimeout(() => {
      let shouldError = answer.toLowerCase() !== 'lima';
      if (shouldError) {
        reject(new Error('Good guess but a wrong answer. Try again!'));
      } else {
        resolve();
      }
    }, 1500);
  });
}
Хотя этот код длиннее исходного императивного примера, он намного менее подвержен ошибкам. Выражение всех взаимодействий в виде изменений состояния позволяет позже вводить новые визуальные состояния, не нарушая существующие. Это также позволяет вам изменить то, что должно отображаться в каждом состоянии, не меняя логику самого взаимодействия.

Резюме

  • Декларативное программирование означает описание пользовательского интерфейса для каждого визуального состояния, а не микроуправление пользовательским интерфейсом (императивное).
  • При разработке компонента:
    1. Определите все его визуальные состояния.
    2. Определите триггеры пользователя и компьютера для изменения состояния.
    3. Смоделируйте состояние с помощью useState.
    4. Удалите несущественное состояние, чтобы избежать ошибок и парадоксов.
    5. Подключите обработчики событий для установки состояния.