Сохранение и сброс состояния в React
год назад·11 мин. на чтение
Состояние изолировано между компонентами. React отслеживает, какое состояние принадлежит какому компоненту, основываясь на их месте в UI дереве. Вы можете контролировать, когда сохранять состояние и когда сбрасывать его между повторными рендерингами.
Содержание туториала по React
Состояние изолировано между компонентами. React отслеживает, какое состояние принадлежит какому компоненту, основываясь на их месте в UI дереве. Вы можете контролировать, когда сохранять состояние и когда сбрасывать его между повторными рендерингами.
Как видите, при обновлении одного счетчика обновляется только состояние этого компонента:
Здесь вы переключаетесь между различными типами компонентов в одной и той же позиции. Изначально первый дочерний элемент
Дерево пользовательского интерфейса
Браузеры используют множество древовидных структур для моделирования пользовательского интерфейса. DOM представляет элементы HTML, CSSOM делает то же самое для CSS. Есть даже accessibility дерево. React также использует древовидные структуры для управления и моделирования пользовательского интерфейса, который вы создаете. React создает деревья пользовательского интерфейса из вашего JSX. Затем React DOM обновляет элементы DOM браузера, чтобы они соответствовали этому дереву пользовательского интерфейса. (React Native переводит эти деревья в элементы, специфичные для мобильных платформ.)Состояние привязано к положению в дереве
Когда вы задаете состояние компонента, вы можете подумать, что это состояние «живет» внутри компонента. Но на самом деле состояние хранится внутри React. React связывает каждую часть состояния, которую он хранит, с правильным компонентом в зависимости от того, где этот компонент находится в дереве пользовательского интерфейса. В примере ниже есть только один JSX-тег<Counter />
, но он отображается в двух разных позициях:
Это два отдельных счетчика, поскольку каждый из них отображается в своей позиции в дереве. Обычно вам не нужно думать об этих позициях, чтобы использовать React, но может быть полезно понять, как он работает. В React каждый компонент на экране находится в полностью изолированном состоянии. Например, если вы визуализируете два компонента счетчика рядом, каждый из них получит свои собственные независимые состоянияimport { useState } from 'react'; export default function App() { const counter = <Counter />; return ( <div> {counter} {counter} </div> ); } function Counter() { const [score, setScore] = useState(0); const [hover, setHover] = useState(false); let className = 'counter'; if (hover) { className += ' hover'; } return ( <div className={className} onPointerEnter={() => setHover(true)} onPointerLeave={() => setHover(false)} > <h1>{score}</h1> <button onClick={() => setScore(score + 1)}>Add one</button> </div> ); }
score
и hover
.
React будет сохранять состояние до тех пор, пока вы рендерите один и тот же компонент в одной и той же позиции. Чтобы увидеть это, увеличьте оба счетчика, затем удалите второй компонент, сняв флажок «Render the second counter», а затем добавьте его обратно, отметив его снова:import { useState } from 'react'; export default function App() { return ( <div> <Counter /> <Counter /> </div> ); } function Counter() { const [score, setScore] = useState(0); const [hover, setHover] = useState(false); let className = 'counter'; if (hover) { className += ' hover'; } return ( <div className={className} onPointerEnter={() => setHover(true)} onPointerLeave={() => setHover(false)} > <h1>{score}</h1> <button onClick={() => setScore(score + 1)}>Add one</button> </div> ); }
Обратите внимание, как в тот момент, когда вы прекращаете рендеринг второго счетчика, его состояние полностью исчезает. Это потому, что когда React удаляет компонент, он уничтожает его состояние. Когда вы ставите галочку «Render the second counter», второй счетчик и его состояние инициализируются с нуля (import { useState } from 'react'; export default function App() { const [showB, setShowB] = useState(true); return ( <div> <Counter /> {showB && <Counter />} <label> <input type="checkbox" checked={showB} onChange={(e) => { setShowB(e.target.checked); }} /> Render the second counter </label> </div> ); } function Counter() { const [score, setScore] = useState(0); const [hover, setHover] = useState(false); let className = 'counter'; if (hover) { className += ' hover'; } return ( <div className={className} onPointerEnter={() => setHover(true)} onPointerLeave={() => setHover(false)} > <h1>{score}</h1> <button onClick={() => setScore(score + 1)}>Add one</button> </div> ); }
score = 0
) и добавляются в DOM.
React сохраняет состояние компонента до тех пор, пока он отображается в своей позиции в дереве пользовательского интерфейса. Если он удаляется или другой компонент отображается в той же позиции, React отбрасывает его состояние.
Тот же компонент в той же позиции сохраняет состояние
В этом примере есть два разных тега<Counter />
:
Когда вы ставите или снимаете флажок, состояние счетчика не сбрасывается. Независимо от того, является лиimport { useState } from 'react'; export default function App() { const [isFancy, setIsFancy] = useState(false); return ( <div> {isFancy ? <Counter isFancy={true} /> : <Counter isFancy={false} />} <label> <input type="checkbox" checked={isFancy} onChange={(e) => { setIsFancy(e.target.checked); }} /> Use fancy styling </label> </div> ); } function Counter({ isFancy }) { const [score, setScore] = useState(0); const [hover, setHover] = useState(false); let className = 'counter'; if (hover) { className += ' hover'; } if (isFancy) { className += ' fancy'; } return ( <div className={className} onPointerEnter={() => setHover(true)} onPointerLeave={() => setHover(false)} > <h1>{score}</h1> <button onClick={() => setScore(score + 1)}>Add one</button> </div> ); }
isFancy
истинным или ложным, у вас всегда есть <Counter />
в качестве первого дочернего элемента div
, возвращаемого корневым компонентом приложения:
Это тот же компонент в той же позиции, поэтому с точки зрения React это тот же счетчик.
Для React важна позиция в UI дереве, а не в JSX разметке
Помните, что для React важна позиция в дереве пользовательского интерфейса, а не в разметке JSX! Этот компонент имеет два предложенияreturn
с разными JSX-тегами <Counter />
внутри и снаружи if
:
Вы можете ожидать, что состояние сбросится, когда вы поставите галочку, но это не так! Это связано с тем, что оба этих тегаimport { useState } from 'react'; export default function App() { const [isFancy, setIsFancy] = useState(false); if (isFancy) { return ( <div> <Counter isFancy={true} /> <label> <input type="checkbox" checked={isFancy} onChange={(e) => { setIsFancy(e.target.checked); }} /> Use fancy styling </label> </div> ); } return ( <div> <Counter isFancy={false} /> <label> <input type="checkbox" checked={isFancy} onChange={(e) => { setIsFancy(e.target.checked); }} /> Use fancy styling </label> </div> ); } function Counter({ isFancy }) { const [score, setScore] = useState(0); const [hover, setHover] = useState(false); let className = 'counter'; if (hover) { className += ' hover'; } if (isFancy) { className += ' fancy'; } return ( <div className={className} onPointerEnter={() => setHover(true)} onPointerLeave={() => setHover(false)} > <h1>{score}</h1> <button onClick={() => setScore(score + 1)}>Add one</button> </div> ); }
<Counter />
отображаются в одной и той же позиции. React не знает, где вы размещаете условия в своей функции. Все, что он «видит», — это дерево, которое вы возвращаете. В обоих случаях компонент приложения возвращает <div>
с <Counter />
в качестве первого дочернего элемента. Вот почему React считает их одним и тем же <Counter />
.
Вы можете думать о них как об одном и том же «адресе»: первый дочерний элемент первого дочернего элемента корня. Вот как React сопоставляет их между предыдущим и следующим рендерингом, независимо от того, как вы структурируете свою логику.
Сброс состояния разных компонентов в одном и том же месте
В этом примере установка флажка заменит<Counter>
на <p>
:
import { useState } from 'react'; export default function App() { const [isPaused, setIsPaused] = useState(false); return ( <div> {isPaused ? <p>See you later!</p> : <Counter />} <label> <input type="checkbox" checked={isPaused} onChange={(e) => { setIsPaused(e.target.checked); }} /> Take a break </label> </div> ); } function Counter() { const [score, setScore] = useState(0); const [hover, setHover] = useState(false); let className = 'counter'; if (hover) { className += ' hover'; } return ( <div className={className} onPointerEnter={() => setHover(true)} onPointerLeave={() => setHover(false)} > <h1>{score}</h1> <button onClick={() => setScore(score + 1)}>Add one</button> </div> ); }
<div>
содержал Counter
. Но когда вы заменили p
, React удалил Counter
из дерева пользовательского интерфейса и уничтожил его состояние.
Кроме того, когда вы визуализируете другой компонент в той же позиции, он сбрасывает состояние всего его поддерева.
Состояние счетчика сбрасывается при установке флажка. Хотя вы визуализируете счетчик, первый дочерний элементimport { useState } from 'react'; export default function App() { const [isFancy, setIsFancy] = useState(false); return ( <div> {isFancy ? ( <div> <Counter isFancy={true} /> </div> ) : ( <section> <Counter isFancy={false} /> </section> )} <label> <input type="checkbox" checked={isFancy} onChange={(e) => { setIsFancy(e.target.checked); }} /> Use fancy styling </label> </div> ); } function Counter({ isFancy }) { const [score, setScore] = useState(0); const [hover, setHover] = useState(false); let className = 'counter'; if (hover) { className += ' hover'; } if (isFancy) { className += ' fancy'; } return ( <div className={className} onPointerEnter={() => setHover(true)} onPointerLeave={() => setHover(false)} > <h1>{score}</h1> <button onClick={() => setScore(score + 1)}>Add one</button> </div> ); }
div
меняется с div
на section
. Когда дочерний элемент div
был удален из DOM, все дерево под ним (включая Counter
и его состояние) также было уничтожено.
Как правило, если вы хотите сохранить состояние между повторными рендерингами, структура вашего дерева должна «соответствовать» от одного рендеринга к другому. Если структура отличается, состояние уничтожается, потому что React уничтожает состояние, когда удаляет компонент из дерева.
Вот почему вы не должны вкладывать определения функций компонентов.
Здесь функция компонентаMyTextField
определена внутри MyComponent
:
Каждый раз, когда вы нажимаете кнопку, состояние инпута исчезает. Это связано с тем, что для каждого рендерингаimport { useState } from 'react'; export default function MyComponent() { const [counter, setCounter] = useState(0); function MyTextField() { const [text, setText] = useState(''); return <input value={text} onChange={(e) => setText(e.target.value)} />; } return ( <> <MyTextField /> <button onClick={() => { setCounter(counter + 1); }} > Clicked {counter} times </button> </> ); }
MyComponent
создается отдельная функция MyTextField
. Вы визуализируете другой компонент в той же позиции, поэтому React сбрасывает все состояния ниже. Это приводит к ошибкам и проблемам с производительностью. Чтобы избежать этой проблемы, всегда объявляйте функции компонентов на верхнем уровне и не вкладывайте их определения.
Сброс состояния в том же положении
По умолчанию React сохраняет состояние компонента, пока он остается в том же положении. Обычно это именно то, что вам нужно, поэтому это имеет смысл в качестве поведения по умолчанию. Но иногда вам может понадобиться сбросить состояние компонента. Рассмотрим это приложение, которое позволяет двум игрокам отслеживать свои очки во время каждого хода:В этой реализации при смене игрока счет сохраняется. Два счетчика отображаются в одной и той же позиции, поэтому React видит их как один и тот же счетчик, пропimport { useState } from 'react'; export default function Scoreboard() { const [isPlayerA, setIsPlayerA] = useState(true); return ( <div> {isPlayerA ? <Counter person="Taylor" /> : <Counter person="Sarah" />} <button onClick={() => { setIsPlayerA(!isPlayerA); }} > Next player! </button> </div> ); } function Counter({ person }) { const [score, setScore] = useState(0); const [hover, setHover] = useState(false); let className = 'counter'; if (hover) { className += ' hover'; } return ( <div className={className} onPointerEnter={() => setHover(true)} onPointerLeave={() => setHover(false)} > <h1> {person}'s score: {score} </h1> <button onClick={() => setScore(score + 1)}>Add one</button> </div> ); }
person
которого изменился.
Но концептуально в этом приложении они должны быть двумя отдельными счетчиками. Они могут появляться в одном и том же месте пользовательского интерфейса, но один из них является счетчиком Тейлора, а другой — счетчиком Сары.
Существует два способа сброса состояния при переключении между ними:
- Отрисовать компоненты в разных положениях
- Дать каждому компоненту явную идентификацию с
key
Вариант 1: Рендеринг компонента в разных позициях
Если вы хотите, чтобы эти два счетчика были независимыми, вы можете визуализировать их в двух разных позициях:import { useState } from 'react'; export default function Scoreboard() { const [isPlayerA, setIsPlayerA] = useState(true); return ( <div> {isPlayerA && <Counter person="Taylor" />} {!isPlayerA && <Counter person="Sarah" />} <button onClick={() => { setIsPlayerA(!isPlayerA); }} > Next player! </button> </div> ); } function Counter({ person }) { const [score, setScore] = useState(0); const [hover, setHover] = useState(false); let className = 'counter'; if (hover) { className += ' hover'; } return ( <div className={className} onPointerEnter={() => setHover(true)} onPointerLeave={() => setHover(false)} > <h1> {person}'s score: {score} </h1> <button onClick={() => setScore(score + 1)}>Add one</button> </div> ); }
- Изначально
isPlayerA
имеет значениеtrue
. Итак, первая позиция содержит состояниеCounter
, а вторая пуста. - Когда вы нажимаете кнопку «Next player», первая позиция очищается, но вторая теперь содержит счетчик.
Вариант 2: Сброс состояния с помощью ключа
Существует также другой, более общий способ сброса состояния компонента. Возможно, вы виделиkey
при рендеринге списков. Ключи нужны не только для списков. Вы можете использовать ключи, чтобы React различал любые компоненты. По умолчанию React использует порядок внутри родителя («первый счетчик», «второй счетчик»), чтобы различать компоненты. Но ключи позволяют вам сказать React, что это не просто первый счетчик или второй счетчик, а конкретный счетчик — например, счетчик для Тейлора. Таким образом, React будет узнавать счетчик для Тейлора, где бы он ни появлялся в дереве.
В этом примере два <Counter />
не имеют общего состояния, даже если они появляются в одном и том же месте в JSX:
Переключение между Тейлором и Сарой не сохраняет состояние. Это потому, что вы дали им разные ключи:import { useState } from 'react'; export default function Scoreboard() { const [isPlayerA, setIsPlayerA] = useState(true); return ( <div> {isPlayerA ? ( <Counter key="Taylor" person="Taylor" /> ) : ( <Counter key="Sarah" person="Sarah" /> )} <button onClick={() => { setIsPlayerA(!isPlayerA); }} > Next player! </button> </div> ); } function Counter({ person }) { const [score, setScore] = useState(0); const [hover, setHover] = useState(false); let className = 'counter'; if (hover) { className += ' hover'; } return ( <div className={className} onPointerEnter={() => setHover(true)} onPointerLeave={() => setHover(false)} > <h1> {person}'s score: {score} </h1> <button onClick={() => setScore(score + 1)}>Add one</button> </div> ); }
Указание ключа ({ isPlayerA ? ( <Counter key="Taylor" person="Taylor" /> ) : ( <Counter key="Sarah" person="Sarah" /> ); }
key
) говорит React использовать сам ключ как часть позиции, а не их порядок внутри родителя. Вот почему, даже если вы визуализируете их в одном и том же месте в JSX, с точки зрения React это два разных счетчика. В результате они никогда не будут совместно использовать состояние. Каждый раз, когда счетчик появляется на экране, создается его состояние. Каждый раз, когда он удаляется, его состояние уничтожается. Переключение между ними сбрасывает их состояние снова и снова.
Помните, что ключи не являются глобально уникальными. Они только определяют положение внутри родителя.
Сброс значений формы с помощью ключа
Сброс состояния с помощью ключа особенно полезен при работе с формами. В этом приложении чата компонент<Chat>
содержит состояние для вводимого текста:
Попробуйте ввести что-нибудь в поле ввода, а затем нажмите “Alice” или “Bob”, чтобы выбрать другого получателя. Вы заметите, что состояние ввода сохраняется, потому чтоimport { useState } from 'react'; import Chat from './Chat.js'; import ContactList from './ContactList.js'; export default function Messenger() { const [to, setTo] = useState(contacts[0]); return ( <div> <ContactList contacts={contacts} selectedContact={to} onSelect={(contact) => setTo(contact)} /> <Chat contact={to} /> </div> ); } const contacts = [ { id: 0, name: 'Taylor', email: 'taylor@mail.com' }, { id: 1, name: 'Alice', email: 'alice@mail.com' }, { id: 2, name: 'Bob', email: 'bob@mail.com' }, ];
<Chat>
отображается в той же позиции в дереве.
Во многих приложениях это может быть желаемым поведением, но не в приложении чата. Вы не хотите, чтобы пользователь отправил сообщение, которое он уже набрал, не тому человеку из-за случайного клика. Чтобы исправить это, добавьте key
:
Это гарантирует, что при выборе другого получателя компонент чата будет воссоздан с нуля, включая все состояния в дереве под ним. React также будет воссоздавать элементы DOM вместо их повторного использования. Теперь переключение получателя всегда очищает текстовое поле:<Chat key={to.id} contact={to} />
import { useState } from 'react'; import Chat from './Chat.js'; import ContactList from './ContactList.js'; export default function Messenger() { const [to, setTo] = useState(contacts[0]); return ( <div> <ContactList contacts={contacts} selectedContact={to} onSelect={(contact) => setTo(contact)} /> <Chat key={to.id} contact={to} /> </div> ); } const contacts = [ { id: 0, name: 'Taylor', email: 'taylor@mail.com' }, { id: 1, name: 'Alice', email: 'alice@mail.com' }, { id: 2, name: 'Bob', email: 'bob@mail.com' }, ];
Сохранение состояния удаленных компонентов
В реальном чат-приложении вы, вероятно, захотите восстановить состояние ввода, когда пользователь снова выбирает предыдущего получателя. Есть несколько способов сохранить состояние «живым» для компонента, который больше не виден:- Вы можете отобразить все чаты, а не только текущий, но скрыть все остальные с помощью CSS. Чаты не будут удалены из дерева, поэтому их локальное состояние будет сохранено. Это решение отлично работает для простых пользовательских интерфейсов. Но это может быть очень медленным, если скрытые деревья большие и содержат много узлов DOM.
- Вы можете поднять состояние и сохранить ожидающее сообщение для каждого получателя в родительском компоненте. Таким образом, когда дочерние компоненты удаляются, это не имеет значения, потому что родительский компонент сохраняет важную информацию. Это наиболее распространенное решение.
- Вы также можете использовать другой источник в дополнение к состоянию React. Например, вы, вероятно, хотите, чтобы черновик сообщения сохранялся, даже если пользователь случайно закроет страницу. Чтобы реализовать это, вы можете сделать так, чтобы компонент
Chat
инициализировал свое состояние, читая изlocalStorage
, и сохранял черновики там же.
<Chat>
на основе текущего получателя.
Резюме
- React сохраняет состояние до тех пор, пока один и тот же компонент отображается в одной и той же позиции.
- Состояние не сохраняется в тегах JSX. Он связан с позицией дерева, в которую вы помещаете этот JSX.
- Вы можете заставить поддерево сбросить свое состояние, назначив ему другой ключ.
- Не вставляйте определения компонентов друг в друга, иначе вы случайно сбросите состояние.
Типизация функций с помощью TypeScript
год назад·15 мин. на чтение
Туториал по TypeScript - Типизация функций TypeScript
Содержание туториала по TypeScript
Функции — это основной строительный блок любого приложения, будь то локальные функции, импортированные из другого модуля или методы класса. Они также являются значениями, и, как и другие значения, в TypeScript есть много способов описать, как можно вызывать функции.
Определение
С помощью анализа потока кода TypeScript сделает вывод о том, чем является
Специальный тип
Тип
Некоторые функции никогда не возвращают значение:
Глобальный тип
Возвращаемый тип
Возвращаемый тип
Типизация функций
Самый простой способ типизировать функцию — использовать выражение функционального типа. Эти типы синтаксически похожи на стрелочные функции:Синтаксисfunction greeter(fn: (a: string) => void) { fn('Hello, World'); } function printToConsole(s: string) { console.log(s); } greeter(printToConsole);
(a:string) => void
означает "функция с одним параметром a
, типа string
, который не имеет возвращаемого значения". Как и в случае с определением функции, если тип параметра не указан, он будет иметь тип any
.
Обратите внимание, что имя параметра является обязательным. Тип функции (string) => void
означает "функция с параметром, названным string
типа any
"!
Конечно, мы можем использовать псевдоним типа для обозначения типа функции:
type GreetFunction = (a: string) => void; function greeter(fn: GreetFunction) { // ... }
Сигнатура вызова (Call Signature)
В JavaScript функции могут не только вызываться, но и иметь свойства. Однако синтаксис выражения функционального типа не позволяет объявлять свойства. Если мы хотим описать что-то вызываемое с помощью свойств, мы можем написать сигнатуру вызова в объектном типе:Обратите внимание, что синтаксис немного отличается от выражения функционального типа — используетсяtype DescribableFunction = { description: string; (someArg: number): boolean; }; function doSomething(fn: DescribableFunction) { console.log(fn.description + ' returned ' + fn(6)); }
:
между списком параметров и возвращаемым типом, а не =>
.
Сигнатура конструктора (Construct Signature)
Функции JavaScript также можно вызывать с помощью оператораnew
. В TypeScript они считаются конструкторами, потому что они обычно создают новый объект. Вы можете написать сигнатуру конструктора, добавив ключевое слово new
перед сигнатурой вызова:
Некоторые объекты, такие как объектtype SomeConstructor = { new (s: string): SomeObject; }; function fn(ctor: SomeConstructor) { return new ctor('hello'); }
Date
в JavaScript, можно вызывать как с оператором new
, так и без него. Вы можете произвольно комбинировать сигнатуры вызова и конструктора в одном и том же типе:
interface CallOrConstruct { new (s: string): Date; (n?: number): number; }
Функции-дженерики (Generic Functions)
Обычно пишут функцию, в которой типы входных данных связаны с типом выходных данных или где типы двух входных данных каким-то образом связаны. Давайте рассмотрим функцию, которая возвращает первый элемент массива:Эта функция выполняет свою работу, но, к сожалению, имеет возвращаемый типfunction firstElement(arr: any[]) { return arr[0]; }
any
. Лучше бы функция возвращала тип элемента массива.
В TypeScript дженерики используются, когда мы хотим описать соответствие между двумя значениями. Мы делаем это, объявляя параметр типа в сигнатуре функции:
Добавив к этой функции параметрfunction firstElement<Type>(arr: Type[]): Type | undefined { return arr[0]; }
Type
и используя его в двух местах, мы создали связь между входными данными функции (массивом) и выходными (возвращаемым значением). Теперь, когда мы ее вызываем, получается более конкретный тип:
// s имеет тип 'string' const s = firstElement(['a', 'b', 'c']); // n имеет тип 'number' const n = firstElement([1, 2, 3]); // u имеет тип undefined const u = firstElement([]);
Предположение типа (Inference)
Мы можем использовать несколько параметров типа. Например, самописная версия функцииmap
может выглядеть так:
Обратите внимание, что в приведенном примере TypeScript может сделать вывод относительно типаfunction map<Input, Output>( arr: Input[], func: (arg: Input) => Output ): Output[] { return arr.map(func); } // Параметр 'n' имеет тип 'string' // 'parsed' имеет тип 'number[]' const parsed = map(['1', '2', '3'], (n) => parseInt(n));
Input
на основе переданного string[]
, а относительно типа Output
на основе возвращаемого number
.
Ограничения (constraints)
Ограничение используется для того, чтобы ограничивать типы, которые принимаются параметром типа. Реализуем функцию, возвращающую самое длинное из двух значений. Для этого нам потребуется свойствоlength
, которое будет числом. Мы ограничим параметр типа типом number
с помощью ключевого слова extends
:
В этом примере есть несколько интересных моментов. Мы позволили TypeScript определять возвращаемый тип самого длинного значения. Вывод типа возвращаемого значения также работает с функциями-дженериками. Поскольку мы ограничилиfunction longest<Type extends { length: number }>(a: Type, b: Type) { if (a.length >= b.length) { return a; } else { return b; } } // longerArray имеет тип 'number[]' const longerArray = longest([1, 2], [1, 2, 3]); // longerString имеет тип 'alice' | 'bob' const longerString = longest('alice', 'bob'); // Ошибка! У чисел нет свойства 'length' const notOK = longest(10, 100); // Argument of type 'number' is not assignable to parameter of type '{ length: number; }'. // Аргумент типа 'number' не может быть присвоен аргументу типа '{ length: number; }'.
Type
значением {length: number}
, мы смогли получить доступ к свойству .length
параметров a
и b
. Без ограничения типа мы не смогли бы получить доступ к этим свойствам, потому что значения могли быть какого-то другого типа без свойства length
.
Типы longerArray
и longerString
были выведены на основе аргументов. Помните, что дженерики — это связывание двух или более значений с одним и тем же типом.
Наконец, как мы и хотели, вызов longest(10, 100)
,был отклонен, потому что тип number
не имеет свойства .length
.
Работа со значениями с ограничениями
Вот распространенная ошибка при работе с ограничениями-дженериками:Может показаться, что с этой функцией все в порядке —function minimumLength<Type extends { length: number }>( obj: Type, minimum: number ): Type { if (obj.length >= minimum) { return obj; } else { return { length: minimum }; // Type '{ length: number; }' is not assignable to type 'Type'. // '{ length: number; }' is assignable to the constraint of type 'Type', but 'Type' could be instantiated with a different subtype of constraint '{ length: number; }'. } }
Type
ограничен до { length: number }
, и функция либо возвращает Type
, либо значение, соответствующее этому ограничению. Проблема в том, что функция обещает вернуть тот же тип объекта, который был передан, а не просто какой-то объект, соответствующий ограничению. Если бы этот код был работающим, вы могли бы написать код, который не работал бы:
// 'arr' получает значение { length: 6 } const arr = minimumLength([1, 2, 3], 6); // и падает, т.к. массив имеет метод 'slice' // но не возвращаемый объект! console.log(arr.slice(0));
Определение типа аргументов
TypeScript обычно может вывести предполагаемые аргументы типа в вызове дженерика, но не всегда. Например, вы написали функцию для объединения двух массивов:Обычно было бы ошибкой вызывать эту функцию с несовпадающими массивами:function combine<Type>(arr1: Type[], arr2: Type[]): Type[] { return arr1.concat(arr2); }
Однако, если вы намеревались сделать это, вы можете вручную указатьconst arr = combine([1, 2, 3], ['hello']); // Type 'string' is not assignable to type 'number'. // Нельзя присвоить тип 'string' типу 'number'.
Type
:
const arr = combine<string | number>([1, 2, 3], ['hello']);
Как написать хорошую функцию-дженерик?
Написание функций-дженериков — это весело, и можно легко увлечься параметрами типа. Наличие слишком большого количества параметров типа или использование ограничений там, где они не нужны, может сделать вывод менее успешным, вызывая разочарование у пользователей функции.Используйте параметры типа без ограничений
Вот два способа написания функции, которые кажутся похожими:На первый взгляд они могут показаться идентичными, ноfunction firstElement1<Type>(arr: Type[]) { return arr[0]; } function firstElement2<Type extends any[]>(arr: Type) { return arr[0]; } // a: number (хорошо) const a = firstElement1([1, 2, 3]); // b: any (плохо) const b = firstElement2([1, 2, 3]);
firstElement1
— гораздо лучший способ написать эту функцию. Предполагаемый тип возвращаемого значения — Type
, но предполагаемый возвращаемый тип firstElement2
— any
, поскольку TypeScript должен разрешать выражение arr[0]
с использованием типа ограничения, а не «ждать» элемент во время вызова.
Правило: по возможности используйте сам параметр типа, а не ограничивайте его.
Используйте меньше параметров типа
Вот еще пара похожих функций:Мы создали параметр типаfunction filter1<Type>(arr: Type[], func: (arg: Type) => boolean): Type[] { return arr.filter(func); } function filter2<Type, Func extends (arg: Type) => boolean>( arr: Type[], func: Func ): Type[] { return arr.filter(func); }
Func
, который не связывает два значения. Это всегда красный флаг, потому что это означает, что вызывающие программы, желающие указать аргументы типа, должны вручную указать дополнительный аргумент типа без всякой причины. Func
ничего не делает, но затрудняет чтение и осмысление функции!
Правило: всегда используйте как можно меньше параметров типа
Параметры типа должны появляться дважды
Иногда мы забываем, что функции не обязательно быть дженериком:Мы могли бы написать более простую версию:function greet<Str extends string>(s: Str) { console.log('Hello, ' + s); } greet('world');
Помните, что параметры типа предназначены для связи типов нескольких значений. Если параметр типа используется только один раз в сигнатуре функции, он ни с чем не связан. Правило: если параметр типа появляется только в одном месте, серьезно подумайте, действительно ли он вам нужен.function greet(s: string) { console.log('Hello, ' + s); }
Необязательные параметры
Функции в JavaScript часто принимают переменное количество аргументов. Например, методtoFixed
для значений типа number
принимает необязательное количество цифр:
Мы можем смоделировать это в TypeScript, пометив параметр как необязательный с помощьюfunction f(n: number) { console.log(n.toFixed()); // 0 аргументов console.log(n.toFixed(3)); // 1 аргумент }
?
:
Хотя параметр указан как типаfunction f(x?: number) { // ... } f(); // OK f(10); // OK
number
, параметр x
на самом деле будет иметь тип number | undefined
, потому что неуказанные параметры в JavaScript получают значение undefined
.
Вы также можете указать параметр по умолчанию:
Теперь в телеfunction f(x = 10) { // ... }
f
, x
будет иметь тип number
, потому что любой неопределенный аргумент будет заменен на 10
. Обратите внимание, что, когда параметр является необязательным, вызывающая сторона всегда может передать значение undefined
, так как это просто имитирует «отсутствующий» аргумент:
declare function f(x?: number): void; // все вызовы допустимы f(); f(10); f(undefined);
Необязательные параметры в функциях обратного вызова
Мы уже знаем о необязательных параметрах и типизации функциональных выражений. Очень легко сделать следующие ошибки при написании функций, которые вызывают колбеки:Обычно при написанииfunction myForEach(arr: any[], callback: (arg: any, index?: number) => void) { for (let i = 0; i < arr.length; i++) { callback(arr[i], i); } }
index?
в качестве необязательного параметр разработчики хотят, чтобы оба этих вызова валидными:
На самом деле это означает, что колбек может быть вызван с одним аргументом. Другими словами, в определении функции сказано, что реализация может выглядеть так:myForEach([1, 2, 3], (a) => console.log(a)); myForEach([1, 2, 3], (a, i) => console.log(a, i));
В свою очередь, TypeScript будет применять это значение и выдавать ошибки:function myForEach(arr: any[], callback: (arg: any, index?: number) => void) { for (let i = 0; i < arr.length; i++) { callback(arr[i]); } }
В JavaScript, если вы вызываете функцию с бОльшим количеством аргументов, лишние аргументы просто игнорируются. TypeScript ведет себя точно так же. Функции с меньшим количеством параметров (одного и того же типа) всегда могут заменить функции с бОльшим количеством параметров. При типизации функции для колбека никогда делайте параметр необязательным, если вы не собираетесь вызывать функцию без передачи этого аргумента.myForEach([1, 2, 3], (a, i) => { console.log(i.toFixed()); // Object is possibly 'undefined'. // Объект, возможно, 'undefined'. });
Перегрузка функций (Function Overloads)
Некоторые функции JavaScript можно вызывать с различным числом аргументов и типами. Например, вы можете написать функцию для создания датыDate
, которая принимает отметку времени (один аргумент) или спецификацию месяц/день/год (три аргумента).
В TypeScript мы можем указать функцию, которую можно вызывать по-разному, написав сигнатуры перегрузки. Для этого нужно написать несколько сигнатур функции (обычно две или более), а затем тело функции:
В этом примере мы написали две перегрузки: одну, принимающую один аргумент, и другую, принимающую три аргумента. Эти первые две сигнатуры называются сигнатурами перегрузки. Затем мы написали реализацию функции с совместимой сигнатурой. Функции имеют сигнатуру реализации, но эту сигнатуру нельзя вызвать напрямую. Несмотря на то, что мы написали функцию с двумя необязательными параметрами после обязательного, ее нельзя вызвать с двумя параметрами!function makeDate(timestamp: number): Date; function makeDate(m: number, d: number, y: number): Date; function makeDate(mOrTimestamp: number, d?: number, y?: number): Date { if (d !== undefined && y !== undefined) { return new Date(y, mOrTimestamp, d); } else { return new Date(mOrTimestamp); } } const d1 = makeDate(12345678); const d2 = makeDate(5, 5, 5); const d3 = makeDate(1, 3); // No overload expects 2 arguments, but overloads do exist that expect either 1 or 3 arguments. // Нет перегрузки, ожидающей 2 аргумента, но есть перегрузки, которые ожидают либо 1, либо 3 аргумента.
Сигнатуры перегрузки и сигнатура реализации
Это распространенный источник путаницы. Часто люди пишут такой код и не понимают, почему возникает ошибка:Сигнатура, используемая для написания тела функции, не может быть использована извне. Сигнатура реализации не видна снаружи. При написании перегруженной функции вы всегда должны иметь две или более сигнатуры над реализацией функции. Сигнатура реализации также должна быть совместима с сигнатурами перегрузки. Например, в этих функциях есть ошибки, потому что сигнатура реализации не соответствует перегруженным версиям должным образом:function fn(x: string): void; function fn() { // ... } // Expected to be able to call with zero arguments // Ожидается, что можно вызвать без аргументов fn(); // Expected 1 arguments, but got 0. // Ожидается 1 аргумент, но получено 0.
function fn(x: boolean): void; // Неправильный аргумент функции function fn(x: string): void; // This overload signature is not compatible with its implementation signature. // Эта перегрузка сигнатуры не совместима с сигнатурой реализации. function fn(x: boolean) {}
function fn(x: string): string; // Неверный возвращаемый тип function fn(x: number): boolean; // This overload signature is not compatible with its implementation signature. // Cигнатура перегрузки не совместима с сигнатурой реализации. function fn(x: string | number) { return 'oops'; }
Как написать хорошую перегрузку
Как и в случае с дженериками, при использовании перегруженных функций следует соблюдать несколько рекомендаций. Следование этим принципам упростит вызов вашей функции, ее понимание и реализацию. Рассмотрим функцию, которая возвращает длину строки или массива:С этой функцией все в порядке; мы можем вызывать ее со строками или массивами. Однако мы не можем вызвать ее со значением, которое может быть строкой или массивом, потому что TypeScript может разрешить вызов функции только для одной перегрузки:function len(s: string): number; function len(arr: any[]): number; function len(x: any) { return x.length; }
Поскольку обе перегрузки имеют одинаковое количество аргументов и один и тот же тип возвращаемого значения, вместо этого мы можем написать не перегруженную версию функции:len(''); // OK len([0]); // OK len(Math.random() > 0.5 ? 'hello' : [0]); // No overload matches this call. // Overload 1 of 2, '(s: string): number', gave the following error. // Argument of type 'number[] | "hello"' is not assignable to parameter of type 'string'. // Type 'number[]' is not assignable to type 'string'. // Overload 2 of 2, '(arr: any[]): number', gave the following error. // Argument of type 'number[] | "hello"' is not assignable to parameter of type 'any[]'. // Type 'string' is not assignable to type 'any[]'.
Так гораздо лучше! Ее можно вызывать со значением любого типа, и в качестве дополнительного бонуса нам не нужно вычислять правильную сигнатуру реализации. Всегда предпочитайте параметры с объединением вместо перегрузок, когда это возможно.function len(x: any[] | string) { return x.length; }
Определение this
в функциях
С помощью анализа потока кода TypeScript сделает вывод о том, чем является this
:
TypeScript понимает, что функцияconst user = { id: 123, admin: false, becomeAdmin: function () { this.admin = true; }, };
user.becomeAdmin
имеет соответствующий this
, который является объектом user
извне. В спецификации JavaScript указано, что у вас не может быть параметра с именем this
, TypeScript использует это, чтобы можно было объявить тип для this
в теле функции.
Этот шаблон распространен в API обратного вызова, где другой объект обычно управляет вызовом вашей функции. Обратите внимание, что вам нужно использоватьinterface DB { filterUsers(filter: (this: User) => boolean): User[]; } const db = getDB(); const admins = db.filterUsers(function (this: User) { return this.admin; });
function
, а не стрелочные функции, чтобы получить такое поведение:
interface DB { filterUsers(filter: (this: User) => boolean): User[]; } const db = getDB(); const admins = db.filterUsers(() => this.admin); // The containing arrow function captures the global value of 'this'. // Стрелочная функция захватывает глобальный `this`. // Element implicitly has an 'any' type because type 'typeof globalThis' has no index signature. // Элемент неявно имеет тип 'any' т.к. тип 'typeof globalThis' не имеет сигнатуры.
Другие типы, о которых следует знать
Есть несколько дополнительных типов, которые часто появляются при работе с типами функций. Как и все типы, вы можете использовать их везде, но они особенно актуальны в функциях.void
void
представляет возвращаемое значение функций, которые не возвращают значения. Этот тип выведется из функции, когда функция не имеет операторов return
или не возвращает никакого явного значения из этих операторов return
:
В JavaScript функция, которая не возвращает никакого значения, неявно вернет значение// Выведенный тип возвращаемого результата void function noop() { return; }
undefined
. Однако void
и undefined
— это не одно и то же в TypeScript. Дополнительные подробности приведены в конце этой главы.
object
Специальный тип object
относится к любому значению, не являющемуся примитивом (string
, number
, bigint
, boolean
, symbol
, null
или undefined
). Это отличается от типа пустого объекта { }
, а также отличается от глобального типа Object
. Очень вероятно, что вы никогда не будете использовать Object
.
object
не является Object
. Всегда используйте object
!
Обратите внимание, что в JavaScript функции являются объектами: у них есть свойства, есть Object.prototype
в своей цепочке прототипов, являются instanceof Object
, вы можете вызывать для них Object.keys
и т.д. По этой причине типы функций считаются object
в TypeScript.
unknown
Тип unknown
представляет любое значение. Это похоже на тип any
, но безопаснее, потому что нельзя ничего делать с неизвестным значением:
Это полезно при описании типов функций, потому что вы можете описывать функции, которые принимают любое значение, не имея значенийfunction f1(a: any) { a.b(); // OK } function f2(a: unknown) { a.b(); // Object is of type 'unknown'. // Объект типа 'unknown'. }
any
в теле вашей функции.
И наоборот, вы можете описать функцию, которая возвращает значение типа unknown
:
function safeParse(s: string): unknown { return JSON.parse(s); } // Нужно быть осторожным с 'obj'! const obj = safeParse(someRandomString);
never
Некоторые функции никогда не возвращают значение:
Типfunction fail(msg: string): never { throw new Error(msg); }
never
представляет значения, которые никогда не возвращаются. В возвращаемом типе это означает, что функция выдает исключение или завершает выполнение программы.
never
появляется, когда TypeScript определяет, что в объединении ничего не осталось.
function fn(x: string | number) { if (typeof x === 'string') { // что-то делаем } else if (typeof x === 'number') { // что-то делаем еще } else { x; // имеет тип 'never'! } }
Function
Глобальный тип Function
описывает такие свойства, как bind
, call
, apply
и другие, присутствующие во всех значениях функций в JavaScript. Он также имеет специальное свойство, позволяющее вызывать значения типа Function — такие вызовы возвращают any:
Это нетипизированный вызов функции, и его обычно лучше избегать из-за небезопасного возвращаемого типаfunction doSomething(f: Function) { return f(1, 2, 3); }
any
.
Если вам нужно принять произвольную функцию без ее вызова, тип () => void
, как правило, безопаснее.
Остальные параметры и аргументы (rest)
Остальные параметры
В дополнение к использованию необязательных параметров или перегрузок функций, которые могут принимать множество фиксированных аргументов, мы также можем определить функции, которые принимают неограниченное количество аргументов, используя синтаксис остальных параметров (rest parameters). Остальные параметры появляется после всех остальных параметров и используют синтаксис...
:
В TypeScript аннотация типа для этих параметров неявно являетсяfunction multiply(n: number, ...m: number[]) { return m.map((x) => n * x); } // 'a' имеет значение [10, 20, 30, 40] const a = multiply(10, 1, 2, 3, 4);
any[]
вместо any
, и любая указанная аннотация типа должна иметь форму Array<T>
или T[]
или тип кортежа (о котором мы узнаем позже).
Остальные аргументы
И наоборот, мы можем предоставить переменное количество аргументов из массива, используя синтаксис распыления (spread syntax). Например, метод массивовpush
принимает любое количество аргументов:
Обратите внимание, что в целом TypeScript не предполагает, что массивы иммутабельные. Это может привести к неожиданному поведению:const arr1 = [1, 2, 3]; const arr2 = [4, 5, 6]; arr1.push(...arr2);
Лучшее решение для этой ситуации зависит от вашего кода, но в целом// Предполагаемый тип number[] - массив с двумя или более числами, // не конкретно с двумя числами const args = [8, 5]; const angle = Math.atan2(...args); // A spread argument must either have a tuple type or be passed to a rest parameter. // Распыленный аргумент должен быть типом кортежа или отправлен как остальные параметры (rest)
const
является наиболее простым решением:
Использование остальных аргументов может потребовать включения// Представлен как кортеж длины 2 const args = [8, 5] as const; // OK const angle = Math.atan2(...args);
downlevelIteration
если старые среды выполнения являются целевыми.
Деструктуризация параметров (Parameter Destructuring)
Вы можете использовать деструктуризацию параметров для удобной распаковки объектов, предоставленных в качестве аргумента, в одну или несколько локальных переменных в теле функции. В JavaScript это выглядит так:Аннотация типа для объекта идет после синтаксиса деструктурирования:function sum({ a, b, c }) { console.log(a + b + c); } sum({ a: 10, b: 3, c: 9 });
Это может выглядеть немного многословно, но здесь вы также можете использовать именованный тип:function sum({ a, b, c }: { a: number; b: number; c: number }) { console.log(a + b + c); }
type ABC = { a: number; b: number; c: number }; function sum({ a, b, c }: ABC) { console.log(a + b + c); }
Присваиваемость функций
Возвращаемый тип void
Возвращаемый тип void
для функций может привести к необычному, но ожидаемому поведению.
Контекстуальная типизация (contextual typing) с возвращаемым типом void
не заставляет функции ничего не возвращать. Иными словами, По-другому можно сказать, что функция с возвращаемым типом void
(type vf = () => void
), при реализации может вернуть любое другое значение, но оно будет проигнорировано.
Таким образом, допустимы следующие реализации () => void
:
И когда возвращаемое значение одной из этих функций будет присвоено другой переменной, оно сохранит типtype voidFunc = () => void; const f1: voidFunc = () => { return true; }; const f2: voidFunc = () => true; const f3: voidFunc = function () { return true; };
void
:
Поэтому следующий код валидный, несмотря на то, чтоconst v1 = f1(); const v2 = f2(); const v3 = f3();
Array.prototype.push
возвращает number
, а метод Array.prototype.forEach
ожидает функцию с возвращаемым типом void
.
Есть еще один особый случай, о котором следует знать, когда литеральное определение функции имеет возвращаемый типconst src = [1, 2, 3]; const dst = [0]; src.forEach((el) => dist.push(el));
void
, эта функция не должна ничего возвращать.
function f2(): void { // @ts-expect-error return true; } const f3 = function (): void { // @ts-expect-error return true; };