Сохранение и сброс состояния в React

2 года назад·11 мин. на чтение

Состояние изолировано между компонентами. React отслеживает, какое состояние принадлежит какому компоненту, основываясь на их месте в UI дереве. Вы можете контролировать, когда сохранять состояние и когда сбрасывать его между повторными рендерингами.

Содержание туториала по React Состояние изолировано между компонентами. React отслеживает, какое состояние принадлежит какому компоненту, основываясь на их месте в UI дереве. Вы можете контролировать, когда сохранять состояние и когда сбрасывать его между повторными рендерингами.

Дерево пользовательского интерфейса

Браузеры используют множество древовидных структур для моделирования пользовательского интерфейса. DOM представляет элементы HTML, CSSOM делает то же самое для CSS. Есть даже accessibility дерево. React также использует древовидные структуры для управления и моделирования пользовательского интерфейса, который вы создаете. React создает деревья пользовательского интерфейса из вашего JSX. Затем React DOM обновляет элементы DOM браузера, чтобы они соответствовали этому дереву пользовательского интерфейса. (React Native переводит эти деревья в элементы, специфичные для мобильных платформ.)

Состояние привязано к положению в дереве

Когда вы задаете состояние компонента, вы можете подумать, что это состояние «живет» внутри компонента. Но на самом деле состояние хранится внутри React. React связывает каждую часть состояния, которую он хранит, с правильным компонентом в зависимости от того, где этот компонент находится в дереве пользовательского интерфейса. В примере ниже есть только один JSX-тег <Counter />, но он отображается в двух разных позициях:
import { useState } from 'react';

export default function App() {
  const counter = <Counter />;
  return (
    <div>
      {counter}
      {counter}
    </div>
  );
}

function Counter() {
  const [score, setScore] = useState(0);
  const [hover, setHover] = useState(false);

  let className = 'counter';
  if (hover) {
    className += ' hover';
  }

  return (
    <div
      className={className}
      onPointerEnter={() => setHover(true)}
      onPointerLeave={() => setHover(false)}
    >
      <h1>{score}</h1>
      <button onClick={() => setScore(score + 1)}>Add one</button>
    </div>
  );
}
Это два отдельных счетчика, поскольку каждый из них отображается в своей позиции в дереве. Обычно вам не нужно думать об этих позициях, чтобы использовать React, но может быть полезно понять, как он работает. В React каждый компонент на экране находится в полностью изолированном состоянии. Например, если вы визуализируете два компонента счетчика рядом, каждый из них получит свои собственные независимые состояния score и hover.
Как видите, при обновлении одного счетчика обновляется только состояние этого компонента:
import { useState } from 'react';

export default function App() {
  return (
    <div>
      <Counter />
      <Counter />
    </div>
  );
}

function Counter() {
  const [score, setScore] = useState(0);
  const [hover, setHover] = useState(false);

  let className = 'counter';
  if (hover) {
    className += ' hover';
  }

  return (
    <div
      className={className}
      onPointerEnter={() => setHover(true)}
      onPointerLeave={() => setHover(false)}
    >
      <h1>{score}</h1>
      <button onClick={() => setScore(score + 1)}>Add one</button>
    </div>
  );
}
React будет сохранять состояние до тех пор, пока вы рендерите один и тот же компонент в одной и той же позиции. Чтобы увидеть это, увеличьте оба счетчика, затем удалите второй компонент, сняв флажок «Render the second counter», а затем добавьте его обратно, отметив его снова:
import { useState } from 'react';

export default function App() {
  const [showB, setShowB] = useState(true);
  return (
    <div>
      <Counter />
      {showB && <Counter />}
      <label>
        <input
          type="checkbox"
          checked={showB}
          onChange={(e) => {
            setShowB(e.target.checked);
          }}
        />
        Render the second counter
      </label>
    </div>
  );
}

function Counter() {
  const [score, setScore] = useState(0);
  const [hover, setHover] = useState(false);

  let className = 'counter';
  if (hover) {
    className += ' hover';
  }

  return (
    <div
      className={className}
      onPointerEnter={() => setHover(true)}
      onPointerLeave={() => setHover(false)}
    >
      <h1>{score}</h1>
      <button onClick={() => setScore(score + 1)}>Add one</button>
    </div>
  );
}
Обратите внимание, как в тот момент, когда вы прекращаете рендеринг второго счетчика, его состояние полностью исчезает. Это потому, что когда React удаляет компонент, он уничтожает его состояние. Когда вы ставите галочку «Render the second counter», второй счетчик и его состояние инициализируются с нуля (score = 0) и добавляются в DOM. React сохраняет состояние компонента до тех пор, пока он отображается в своей позиции в дереве пользовательского интерфейса. Если он удаляется или другой компонент отображается в той же позиции, React отбрасывает его состояние.

Тот же компонент в той же позиции сохраняет состояние

В этом примере есть два разных тега <Counter />:
import { useState } from 'react';

export default function App() {
  const [isFancy, setIsFancy] = useState(false);
  return (
    <div>
      {isFancy ? <Counter isFancy={true} /> : <Counter isFancy={false} />}
      <label>
        <input
          type="checkbox"
          checked={isFancy}
          onChange={(e) => {
            setIsFancy(e.target.checked);
          }}
        />
        Use fancy styling
      </label>
    </div>
  );
}

function Counter({ isFancy }) {
  const [score, setScore] = useState(0);
  const [hover, setHover] = useState(false);

  let className = 'counter';
  if (hover) {
    className += ' hover';
  }
  if (isFancy) {
    className += ' fancy';
  }

  return (
    <div
      className={className}
      onPointerEnter={() => setHover(true)}
      onPointerLeave={() => setHover(false)}
    >
      <h1>{score}</h1>
      <button onClick={() => setScore(score + 1)}>Add one</button>
    </div>
  );
}
Когда вы ставите или снимаете флажок, состояние счетчика не сбрасывается. Независимо от того, является ли isFancy истинным или ложным, у вас всегда есть <Counter /> в качестве первого дочернего элемента div, возвращаемого корневым компонентом приложения: Это тот же компонент в той же позиции, поэтому с точки зрения React это тот же счетчик.

Для React важна позиция в UI дереве, а не в JSX разметке

Помните, что для React важна позиция в дереве пользовательского интерфейса, а не в разметке JSX! Этот компонент имеет два предложения return с разными JSX-тегами <Counter /> внутри и снаружи if:
import { useState } from 'react';

export default function App() {
  const [isFancy, setIsFancy] = useState(false);
  if (isFancy) {
    return (
      <div>
        <Counter isFancy={true} />
        <label>
          <input
            type="checkbox"
            checked={isFancy}
            onChange={(e) => {
              setIsFancy(e.target.checked);
            }}
          />
          Use fancy styling
        </label>
      </div>
    );
  }
  return (
    <div>
      <Counter isFancy={false} />
      <label>
        <input
          type="checkbox"
          checked={isFancy}
          onChange={(e) => {
            setIsFancy(e.target.checked);
          }}
        />
        Use fancy styling
      </label>
    </div>
  );
}

function Counter({ isFancy }) {
  const [score, setScore] = useState(0);
  const [hover, setHover] = useState(false);

  let className = 'counter';
  if (hover) {
    className += ' hover';
  }
  if (isFancy) {
    className += ' fancy';
  }

  return (
    <div
      className={className}
      onPointerEnter={() => setHover(true)}
      onPointerLeave={() => setHover(false)}
    >
      <h1>{score}</h1>
      <button onClick={() => setScore(score + 1)}>Add one</button>
    </div>
  );
}
Вы можете ожидать, что состояние сбросится, когда вы поставите галочку, но это не так! Это связано с тем, что оба этих тега <Counter /> отображаются в одной и той же позиции. React не знает, где вы размещаете условия в своей функции. Все, что он «видит», — это дерево, которое вы возвращаете. В обоих случаях компонент приложения возвращает <div> с <Counter /> в качестве первого дочернего элемента. Вот почему React считает их одним и тем же <Counter />. Вы можете думать о них как об одном и том же «адресе»: первый дочерний элемент первого дочернего элемента корня. Вот как React сопоставляет их между предыдущим и следующим рендерингом, независимо от того, как вы структурируете свою логику.

Сброс состояния разных компонентов в одном и том же месте

В этом примере установка флажка заменит <Counter> на <p>:
import { useState } from 'react';

export default function App() {
  const [isPaused, setIsPaused] = useState(false);
  return (
    <div>
      {isPaused ? <p>See you later!</p> : <Counter />}
      <label>
        <input
          type="checkbox"
          checked={isPaused}
          onChange={(e) => {
            setIsPaused(e.target.checked);
          }}
        />
        Take a break
      </label>
    </div>
  );
}

function Counter() {
  const [score, setScore] = useState(0);
  const [hover, setHover] = useState(false);

  let className = 'counter';
  if (hover) {
    className += ' hover';
  }

  return (
    <div
      className={className}
      onPointerEnter={() => setHover(true)}
      onPointerLeave={() => setHover(false)}
    >
      <h1>{score}</h1>
      <button onClick={() => setScore(score + 1)}>Add one</button>
    </div>
  );
}
Здесь вы переключаетесь между различными типами компонентов в одной и той же позиции. Изначально первый дочерний элемент <div> содержал Counter. Но когда вы заменили p, React удалил Counter из дерева пользовательского интерфейса и уничтожил его состояние. Кроме того, когда вы визуализируете другой компонент в той же позиции, он сбрасывает состояние всего его поддерева.
import { useState } from 'react';

export default function App() {
  const [isFancy, setIsFancy] = useState(false);
  return (
    <div>
      {isFancy ? (
        <div>
          <Counter isFancy={true} />
        </div>
      ) : (
        <section>
          <Counter isFancy={false} />
        </section>
      )}
      <label>
        <input
          type="checkbox"
          checked={isFancy}
          onChange={(e) => {
            setIsFancy(e.target.checked);
          }}
        />
        Use fancy styling
      </label>
    </div>
  );
}

function Counter({ isFancy }) {
  const [score, setScore] = useState(0);
  const [hover, setHover] = useState(false);

  let className = 'counter';
  if (hover) {
    className += ' hover';
  }
  if (isFancy) {
    className += ' fancy';
  }

  return (
    <div
      className={className}
      onPointerEnter={() => setHover(true)}
      onPointerLeave={() => setHover(false)}
    >
      <h1>{score}</h1>
      <button onClick={() => setScore(score + 1)}>Add one</button>
    </div>
  );
}
Состояние счетчика сбрасывается при установке флажка. Хотя вы визуализируете счетчик, первый дочерний элемент div меняется с div на section. Когда дочерний элемент div был удален из DOM, все дерево под ним (включая Counter и его состояние) также было уничтожено. Как правило, если вы хотите сохранить состояние между повторными рендерингами, структура вашего дерева должна «соответствовать» от одного рендеринга к другому. Если структура отличается, состояние уничтожается, потому что React уничтожает состояние, когда удаляет компонент из дерева.

Вот почему вы не должны вкладывать определения функций компонентов.

Здесь функция компонента MyTextField определена внутри MyComponent:
import { useState } from 'react';

export default function MyComponent() {
  const [counter, setCounter] = useState(0);

  function MyTextField() {
    const [text, setText] = useState('');

    return <input value={text} onChange={(e) => setText(e.target.value)} />;
  }

  return (
    <>
      <MyTextField />
      <button
        onClick={() => {
          setCounter(counter + 1);
        }}
      >
        Clicked {counter} times
      </button>
    </>
  );
}
Каждый раз, когда вы нажимаете кнопку, состояние инпута исчезает. Это связано с тем, что для каждого рендеринга MyComponent создается отдельная функция MyTextField. Вы визуализируете другой компонент в той же позиции, поэтому React сбрасывает все состояния ниже. Это приводит к ошибкам и проблемам с производительностью. Чтобы избежать этой проблемы, всегда объявляйте функции компонентов на верхнем уровне и не вкладывайте их определения.

Сброс состояния в том же положении

По умолчанию React сохраняет состояние компонента, пока он остается в том же положении. Обычно это именно то, что вам нужно, поэтому это имеет смысл в качестве поведения по умолчанию. Но иногда вам может понадобиться сбросить состояние компонента. Рассмотрим это приложение, которое позволяет двум игрокам отслеживать свои очки во время каждого хода:
import { useState } from 'react';

export default function Scoreboard() {
  const [isPlayerA, setIsPlayerA] = useState(true);
  return (
    <div>
      {isPlayerA ? <Counter person="Taylor" /> : <Counter person="Sarah" />}
      <button
        onClick={() => {
          setIsPlayerA(!isPlayerA);
        }}
      >
        Next player!
      </button>
    </div>
  );
}

function Counter({ person }) {
  const [score, setScore] = useState(0);
  const [hover, setHover] = useState(false);

  let className = 'counter';
  if (hover) {
    className += ' hover';
  }

  return (
    <div
      className={className}
      onPointerEnter={() => setHover(true)}
      onPointerLeave={() => setHover(false)}
    >
      <h1>
        {person}'s score: {score}
      </h1>
      <button onClick={() => setScore(score + 1)}>Add one</button>
    </div>
  );
}
В этой реализации при смене игрока счет сохраняется. Два счетчика отображаются в одной и той же позиции, поэтому React видит их как один и тот же счетчик, проп person которого изменился. Но концептуально в этом приложении они должны быть двумя отдельными счетчиками. Они могут появляться в одном и том же месте пользовательского интерфейса, но один из них является счетчиком Тейлора, а другой — счетчиком Сары. Существует два способа сброса состояния при переключении между ними:
  1. Отрисовать компоненты в разных положениях
  2. Дать каждому компоненту явную идентификацию с key

Вариант 1: Рендеринг компонента в разных позициях

Если вы хотите, чтобы эти два счетчика были независимыми, вы можете визуализировать их в двух разных позициях:
import { useState } from 'react';

export default function Scoreboard() {
  const [isPlayerA, setIsPlayerA] = useState(true);
  return (
    <div>
      {isPlayerA && <Counter person="Taylor" />}
      {!isPlayerA && <Counter person="Sarah" />}
      <button
        onClick={() => {
          setIsPlayerA(!isPlayerA);
        }}
      >
        Next player!
      </button>
    </div>
  );
}

function Counter({ person }) {
  const [score, setScore] = useState(0);
  const [hover, setHover] = useState(false);

  let className = 'counter';
  if (hover) {
    className += ' hover';
  }

  return (
    <div
      className={className}
      onPointerEnter={() => setHover(true)}
      onPointerLeave={() => setHover(false)}
    >
      <h1>
        {person}'s score: {score}
      </h1>
      <button onClick={() => setScore(score + 1)}>Add one</button>
    </div>
  );
}
  • Изначально isPlayerA имеет значение true. Итак, первая позиция содержит состояние Counter, а вторая пуста.
  • Когда вы нажимаете кнопку «Next player», первая позиция очищается, но вторая теперь содержит счетчик.
Состояние каждого счетчика уничтожается каждый раз, когда он удаляется из DOM. Вот почему они сбрасываются каждый раз, когда вы нажимаете кнопку. Это решение удобно, когда у вас есть только несколько независимых компонентов, отображаемых в одном месте. В этом примере у вас есть только два, поэтому не составит труда отрисовать оба по отдельности в JSX.

Вариант 2: Сброс состояния с помощью ключа

Существует также другой, более общий способ сброса состояния компонента. Возможно, вы видели key при рендеринге списков. Ключи нужны не только для списков. Вы можете использовать ключи, чтобы React различал любые компоненты. По умолчанию React использует порядок внутри родителя («первый счетчик», «второй счетчик»), чтобы различать компоненты. Но ключи позволяют вам сказать React, что это не просто первый счетчик или второй счетчик, а конкретный счетчик — например, счетчик для Тейлора. Таким образом, React будет узнавать счетчик для Тейлора, где бы он ни появлялся в дереве. В этом примере два <Counter /> не имеют общего состояния, даже если они появляются в одном и том же месте в JSX:
import { useState } from 'react';

export default function Scoreboard() {
  const [isPlayerA, setIsPlayerA] = useState(true);
  return (
    <div>
      {isPlayerA ? (
        <Counter key="Taylor" person="Taylor" />
      ) : (
        <Counter key="Sarah" person="Sarah" />
      )}
      <button
        onClick={() => {
          setIsPlayerA(!isPlayerA);
        }}
      >
        Next player!
      </button>
    </div>
  );
}

function Counter({ person }) {
  const [score, setScore] = useState(0);
  const [hover, setHover] = useState(false);

  let className = 'counter';
  if (hover) {
    className += ' hover';
  }

  return (
    <div
      className={className}
      onPointerEnter={() => setHover(true)}
      onPointerLeave={() => setHover(false)}
    >
      <h1>
        {person}'s score: {score}
      </h1>
      <button onClick={() => setScore(score + 1)}>Add one</button>
    </div>
  );
}
Переключение между Тейлором и Сарой не сохраняет состояние. Это потому, что вы дали им разные ключи:
{
  isPlayerA ? (
    <Counter key="Taylor" person="Taylor" />
  ) : (
    <Counter key="Sarah" person="Sarah" />
  );
}
Указание ключа (key) говорит React использовать сам ключ как часть позиции, а не их порядок внутри родителя. Вот почему, даже если вы визуализируете их в одном и том же месте в JSX, с точки зрения React это два разных счетчика. В результате они никогда не будут совместно использовать состояние. Каждый раз, когда счетчик появляется на экране, создается его состояние. Каждый раз, когда он удаляется, его состояние уничтожается. Переключение между ними сбрасывает их состояние снова и снова. Помните, что ключи не являются глобально уникальными. Они только определяют положение внутри родителя.

Сброс значений формы с помощью ключа

Сброс состояния с помощью ключа особенно полезен при работе с формами. В этом приложении чата компонент <Chat> содержит состояние для вводимого текста:
import { useState } from 'react';
import Chat from './Chat.js';
import ContactList from './ContactList.js';

export default function Messenger() {
  const [to, setTo] = useState(contacts[0]);
  return (
    <div>
      <ContactList
        contacts={contacts}
        selectedContact={to}
        onSelect={(contact) => setTo(contact)}
      />
      <Chat contact={to} />
    </div>
  );
}

const contacts = [
  { id: 0, name: 'Taylor', email: 'taylor@mail.com' },
  { id: 1, name: 'Alice', email: 'alice@mail.com' },
  { id: 2, name: 'Bob', email: 'bob@mail.com' },
];
Попробуйте ввести что-нибудь в поле ввода, а затем нажмите “Alice” или “Bob”, чтобы выбрать другого получателя. Вы заметите, что состояние ввода сохраняется, потому что <Chat> отображается в той же позиции в дереве. Во многих приложениях это может быть желаемым поведением, но не в приложении чата. Вы не хотите, чтобы пользователь отправил сообщение, которое он уже набрал, не тому человеку из-за случайного клика. Чтобы исправить это, добавьте key:
<Chat key={to.id} contact={to} />
Это гарантирует, что при выборе другого получателя компонент чата будет воссоздан с нуля, включая все состояния в дереве под ним. React также будет воссоздавать элементы DOM вместо их повторного использования. Теперь переключение получателя всегда очищает текстовое поле:
import { useState } from 'react';
import Chat from './Chat.js';
import ContactList from './ContactList.js';

export default function Messenger() {
  const [to, setTo] = useState(contacts[0]);
  return (
    <div>
      <ContactList
        contacts={contacts}
        selectedContact={to}
        onSelect={(contact) => setTo(contact)}
      />
      <Chat key={to.id} contact={to} />
    </div>
  );
}

const contacts = [
  { id: 0, name: 'Taylor', email: 'taylor@mail.com' },
  { id: 1, name: 'Alice', email: 'alice@mail.com' },
  { id: 2, name: 'Bob', email: 'bob@mail.com' },
];

Сохранение состояния удаленных компонентов

В реальном чат-приложении вы, вероятно, захотите восстановить состояние ввода, когда пользователь снова выбирает предыдущего получателя. Есть несколько способов сохранить состояние «живым» для компонента, который больше не виден:
  • Вы можете отобразить все чаты, а не только текущий, но скрыть все остальные с помощью CSS. Чаты не будут удалены из дерева, поэтому их локальное состояние будет сохранено. Это решение отлично работает для простых пользовательских интерфейсов. Но это может быть очень медленным, если скрытые деревья большие и содержат много узлов DOM.
  • Вы можете поднять состояние и сохранить ожидающее сообщение для каждого получателя в родительском компоненте. Таким образом, когда дочерние компоненты удаляются, это не имеет значения, потому что родительский компонент сохраняет важную информацию. Это наиболее распространенное решение.
  • Вы также можете использовать другой источник в дополнение к состоянию React. Например, вы, вероятно, хотите, чтобы черновик сообщения сохранялся, даже если пользователь случайно закроет страницу. Чтобы реализовать это, вы можете сделать так, чтобы компонент Chat инициализировал свое состояние, читая из localStorage, и сохранял черновики там же.
Независимо от того, какую стратегию вы выберете, чат с Алисой концептуально отличается от чата с Бобом, поэтому имеет смысл дать ключ к дереву <Chat> на основе текущего получателя.

Резюме

  • React сохраняет состояние до тех пор, пока один и тот же компонент отображается в одной и той же позиции.
  • Состояние не сохраняется в тегах JSX. Он связан с позицией дерева, в которую вы помещаете этот JSX.
  • Вы можете заставить поддерево сбросить свое состояние, назначив ему другой ключ.
  • Не вставляйте определения компонентов друг в друга, иначе вы случайно сбросите состояние.

Обновление массивов в состоянии React

2 года назад·11 мин. на чтение

Массивы в JavaScript мутабельны, но вы должны обращаться с ними как с иммутабельными, когда сохраняете их в состоянии в компоненте React. Как и в случае с объектами, когда вы хотите обновить массив, хранящийся в состоянии, вам нужно создать новый (или сделать копию существующего), а затем установить состояние для использования нового массива.

Содержание туториала по React Массивы в JavaScript мутабельны, но вы должны обращаться с ними как с иммутабельными, когда сохраняете их в состоянии. Как и в случае с объектами, когда вы хотите обновить массив, хранящийся в состоянии, вам нужно создать новый (или сделать копию существующего), а затем установить состояние для использования нового массива.

Обновление массивов без мутации

В JavaScript массивы — это еще один вид объектов. Как и в случае с объектами, вы должны рассматривать массивы в состоянии React как доступные только для чтения. Это означает, что вы не должны переназначать элементы внутри массива, такие как arr[0] = 'bird', и вы также не должны использовать методы, изменяющие массив, такие как push() и pop(). Вместо этого каждый раз, когда вы хотите обновить массив, нужно передать новый массив вашей функции установки состояния. Для этого вы можете создать новый массив из исходного массива в своем состоянии, вызвав его неизменяющие методы, такие как filter() и map(). Затем вы можете установить свое состояние в полученный новый массив. Вот справочная таблица общих операций с массивами. При работе с массивами внутри состояния React вам нужно избегать методов в левом столбце и вместо этого предпочитать методы в правом столбце:
Syntaxследует избегать (мутирует массив)предпочтительно (возвращает новый массив)
добавлениеpush, unshiftconcat, [...arr] синтаксис распыления (spread)
удалениеpop, shift, splicefilter, slice
заменаsplice, arr[i] = ... присваиваниеmap
сортировкаreverse, sortсначала скопировать массив
В качестве альтернативы вы можете использовать Immer, который позволяет использовать методы из обоих столбцов.

slice и splice

К сожалению, slice и splice называются одинаково, но они очень разные:
  • slice позволяет копировать массив или его часть.
  • splice изменяет массив (чтобы вставлять или удалять элементы).
В React вы будете использовать slice (без p) гораздо чаще, потому что не стоит мутировать объекты или массивы в состоянии. В стать об Обновлении объектов объясняется, что такое мутация и почему ее не рекомендуется использовать для состояния.

Добавление в массив

push() мутирует массив, что нам не нужно:
import { useState } from 'react';

let nextId = 0;

export default function List() {
  const [name, setName] = useState('');
  const [artists, setArtists] = useState([]);

  return (
    <>
      <h1>Inspiring sculptors:</h1>
      <input value={name} onChange={(e) => setName(e.target.value)} />
      <button
        onClick={() => {
          setName('');
          artists.push({
            id: nextId++,
            name: name,
          });
        }}
      >
        Add
      </button>
      <ul>
        {artists.map((artist) => (
          <li key={artist.id}>{artist.name}</li>
        ))}
      </ul>
    </>
  );
}
Вместо этого создайте новый массив, содержащий существующие элементы и новый элемент в конце. Есть несколько способов сделать это, но самый простой — использовать синтаксис ... распыления массива:
setArtists(
  // заменим массив
  [
    // новым массивом
    ...artists, // который содержит все старые значения
    { id: nextId++, name: name }, // и новое в конце
  ]
);
Теперь код работает корректно:
import { useState } from 'react';

let nextId = 0;

export default function List() {
  const [name, setName] = useState('');
  const [artists, setArtists] = useState([]);

  return (
    <>
      <h1>Inspiring sculptors:</h1>
      <input value={name} onChange={(e) => setName(e.target.value)} />
      <button
        onClick={() => {
          setName('');
          setArtists([...artists, { id: nextId++, name: name }]);
        }}
      >
        Add
      </button>
      <ul>
        {artists.map((artist) => (
          <li key={artist.id}>{artist.name}</li>
        ))}
      </ul>
    </>
  );
}
Синтаксис распыления массива также позволяет вам добавить элемент, поместив его перед исходными элментами:
setArtists([
  { id: nextId++, name: name },
  ...artists, // поместим старые элементы в конец
]);
Таким образом, распыление (spread) может выполнять работу как push(), добавляя в конец массива, так и unshift(), добавляя в начало массива.

Удаление из массива

Самый простой способ удалить элемент из массива — отфильтровать его. Другими словами, вы создадите новый массив, который не будет содержать этот элемент. Для этого используйте метод filter, например:
import { useState } from 'react';

let initialArtists = [
  { id: 0, name: 'Marta Colvin Andrade' },
  { id: 1, name: 'Lamidi Olonade Fakeye' },
  { id: 2, name: 'Louise Nevelson' },
];

export default function List() {
  const [artists, setArtists] = useState(initialArtists);

  return (
    <>
      <h1>Inspiring sculptors:</h1>
      <ul>
        {artists.map((artist) => (
          <li key={artist.id}>
            {artist.name}{' '}
            <button
              onClick={() => {
                setArtists(artists.filter((a) => a.id !== artist.id));
              }}
            >
              Delete
            </button>
          </li>
        ))}
      </ul>
    </>
  );
}
setArtists(artists.filter((a) => a.id !== artist.id));
Здесь artist.filter(a => a.id !== artist.id) означает «создать массив, состоящий из тех исполнителей, идентификаторы которых отличаются от artist.id». Другими словами, кнопка «Удалить» каждого исполнителя отфильтрует этого исполнителя из массива, а затем запросит повторный рендеринг с результирующим массивом. Обратите внимание, что фильтр не мутирует исходный массив.

Преобразование массива

Если вы хотите изменить некоторые или все элементы массива, вы можете использовать map() для создания нового массива. Функция, которую вы передадите в map, может решить, что делать с каждым элементом, на основе его данных или его индекса (или того и другого). В этом примере массив содержит координаты двух кругов и квадрата. Когда вы нажимаете кнопку, она перемещает только круги вниз на 50 пикселей. Он делает это, создавая новый массив данных с помощью map():
import { useState } from 'react';

let initialShapes = [
  { id: 0, type: 'circle', x: 50, y: 100 },
  { id: 1, type: 'square', x: 150, y: 100 },
  { id: 2, type: 'circle', x: 250, y: 100 },
];

export default function ShapeEditor() {
  const [shapes, setShapes] = useState(initialShapes);

  function handleClick() {
    const nextShapes = shapes.map((shape) => {
      if (shape.type === 'square') {
        // не меняем
        return shape;
      } else {
        // возвращаем новый круг ниже на 50px
        return {
          ...shape,
          y: shape.y + 50,
        };
      }
    });
    // Ререндерим с новыми фигурами
    setShapes(nextShapes);
  }

  return (
    <>
      <button onClick={handleClick}>Move circles down!</button>
      {shapes.map((shape) => (
        <div
          key={shape.id}
          style={{
            background: 'purple',
            position: 'absolute',
            left: shape.x,
            top: shape.y,
            borderRadius: shape.type === 'circle' ? '50%' : '',
            width: 20,
            height: 20,
          }}
        />
      ))}
    </>
  );
}

Замена элементов в массиве

Особенно часто требуется заменить один или несколько элементов в массиве. Такие присваивания, как arr[0] = 'bird', мутируют исходный массив, поэтому вместо этого вы также захотите использовать для этого map. Чтобы заменить элемент, создайте новый массив с map. Внутри вашего вызова map вы получите индекс элемента в качестве второго аргумента. Используйте его, чтобы решить, следует ли вернуть исходный элемент (первый аргумент) или что-то еще:
import { useState } from 'react';

let initialCounters = [0, 0, 0];

export default function CounterList() {
  const [counters, setCounters] = useState(initialCounters);

  function handleIncrementClick(index) {
    const nextCounters = counters.map((c, i) => {
      if (i === index) {
        // Инкрементируем счетчик, который кликнули
        return c + 1;
      } else {
        // Остальные не меняем
        return c;
      }
    });
    setCounters(nextCounters);
  }

  return (
    <ul>
      {counters.map((counter, i) => (
        <li key={i}>
          {counter}
          <button
            onClick={() => {
              handleIncrementClick(i);
            }}
          >
            +1
          </button>
        </li>
      ))}
    </ul>
  );
}

Вставка в массив

Иногда вам может понадобиться вставить элемент в определенную позицию, которая не находится ни в начале, ни в конце. Для этого вы можете использовать синтаксис распыления массива ... вместе с методом slice(). Метод slice() позволяет вырезать «срез» массива. Чтобы вставить элемент, вы создадите массив, который распыляет фрагмент массива перед точкой вставки, затем новый элемент, а затем остальную часть исходного массива. В этом примере кнопка «Вставить» всегда вставляет по индексу 1:
import { useState } from 'react';

let nextId = 3;
const initialArtists = [
  { id: 0, name: 'Marta Colvin Andrade' },
  { id: 1, name: 'Lamidi Olonade Fakeye' },
  { id: 2, name: 'Louise Nevelson' },
];

export default function List() {
  const [name, setName] = useState('');
  const [artists, setArtists] = useState(initialArtists);

  function handleClick() {
    const insertAt = 1; // Может быть любой индекс
    const nextArtists = [
      // Элементы перед вставляемым элементом:
      ...artists.slice(0, insertAt),
      // Новый элемент:
      { id: nextId++, name: name },
      // Элементы после вставленного элемента:
      ...artists.slice(insertAt),
    ];
    setArtists(nextArtists);
    setName('');
  }

  return (
    <>
      <h1>Inspiring sculptors:</h1>
      <input value={name} onChange={(e) => setName(e.target.value)} />
      <button onClick={handleClick}>Insert</button>
      <ul>
        {artists.map((artist) => (
          <li key={artist.id}>{artist.name}</li>
        ))}
      </ul>
    </>
  );
}

Внесение других изменений в массив

Есть некоторые вещи, которые вы не можете сделать с помощью синтаксиса распыления и неизменяющих методов, таких как map() и filter(). Например, вы можете захотеть перевернуть или отсортировать массив. JavaScript методы reverse() и sort() мутируют исходный массив, поэтому вы не можете использовать их напрямую. Однако вы можете сначала скопировать массив, а затем внести в него изменения. Например:
import { useState } from 'react';

let nextId = 3;
const initialList = [
  { id: 0, title: 'Big Bellies' },
  { id: 1, title: 'Lunar Landscape' },
  { id: 2, title: 'Terracotta Army' },
];

export default function List() {
  const [list, setList] = useState(initialList);

  function handleClick() {
    const nextList = [...list];
    nextList.reverse();
    setList(nextList);
  }

  return (
    <>
      <button onClick={handleClick}>Reverse</button>
      <ul>
        {list.map((artwork) => (
          <li key={artwork.id}>{artwork.title}</li>
        ))}
      </ul>
    </>
  );
}
Здесь вы используете синтаксис распыления [...list], чтобы сначала создать копию исходного массива. Теперь, когда у вас есть копия, вы можете использовать мутирующие методы, такие как nextList.reverse() или nextList.sort(), или даже назначать отдельные элементы с помощью nextList[0] = "something". Однако, даже если вы скопируете массив, вы не сможете мутировать существующие элементы внутри него. Это связано с тем, что копирование неглубокое — новый массив будет содержать те же элементы, что и исходный. Поэтому, если вы мутируете объект внутри скопированного массива, вы изменяете существующее состояние. Например, такой код является проблемой.
const nextList = [...list];
nextList[0].seen = true; // Проблема: мутирует list[0]
setList(nextList);
Хотя nextList и list — это два разных массива, nextList[0] и list[0] указывают на один и тот же объект. Таким образом, изменяя nextList[0].seen, вы также меняете list[0].seen. Это мутация состояния, которой следует избегать. Вы можете решить эту проблему аналогично обновлению вложенных JavaScript объектов — копируя отдельные элементы, которые вы хотите изменить, вместо их изменения. Рассмотрим этот случай далее.

Обновление объектов внутри массивов

Объекты на самом деле не расположены «внутри» массивов. В коде они могут казаться «внутри», но каждый объект в массиве — это отдельное значение, на которое «указывает» массив. Вот почему вам нужно быть осторожным при изменении вложенных полей, таких как list[0]. При обновлении вложенного состояния вам необходимо создавать копии от точки, где вы хотите обновить, и вплоть до верхнего уровня. Давайте посмотрим, как это работает. В этом примере два отдельных списка иллюстраций имеют одинаковое начальное состояние. Предполагается, что они изолированы, но из-за мутации их состояние случайно становится общим, и установка флажка в одном списке влияет на другой список:
import { useState } from 'react';

let nextId = 3;
const initialList = [
  { id: 0, title: 'Big Bellies', seen: false },
  { id: 1, title: 'Lunar Landscape', seen: false },
  { id: 2, title: 'Terracotta Army', seen: true },
];

export default function BucketList() {
  const [myList, setMyList] = useState(initialList);
  const [yourList, setYourList] = useState(initialList);

  function handleToggleMyList(artworkId, nextSeen) {
    const myNextList = [...myList];
    const artwork = myNextList.find((a) => a.id === artworkId);
    artwork.seen = nextSeen;
    setMyList(myNextList);
  }

  function handleToggleYourList(artworkId, nextSeen) {
    const yourNextList = [...yourList];
    const artwork = yourNextList.find((a) => a.id === artworkId);
    artwork.seen = nextSeen;
    setYourList(yourNextList);
  }

  return (
    <>
      <h1>Art Bucket List</h1>
      <h2>My list of art to see:</h2>
      <ItemList artworks={myList} onToggle={handleToggleMyList} />
      <h2>Your list of art to see:</h2>
      <ItemList artworks={yourList} onToggle={handleToggleYourList} />
    </>
  );
}

function ItemList({ artworks, onToggle }) {
  return (
    <ul>
      {artworks.map((artwork) => (
        <li key={artwork.id}>
          <label>
            <input
              type="checkbox"
              checked={artwork.seen}
              onChange={(e) => {
                onToggle(artwork.id, e.target.checked);
              }}
            />
            {artwork.title}
          </label>
        </li>
      ))}
    </ul>
  );
}
Проблема в этом коде:
const myNextList = [...myList];
const artwork = myNextList.find((a) => a.id === artworkId);
artwork.seen = nextSeen; // Проблема: мутируется существующий элемент
setMyList(myNextList);
Хотя сам массив myNextList новый, сами элементы те же, что и в исходном массиве myList. Таким образом, изменение artwork.seen изменяет исходный элемент изображения. Этот предмет искусства также находится в ваших произведениях искусства, что вызывает ошибку. О таких ошибках может быть трудно догадаться, но, к счастью, они исчезают, если вы избегаете мутирующего состояния. Вы можете использовать map, чтобы заменить старый элемент его обновленной версией без изменения.
setMyList(myList.map(artwork => {
  if (artwork.id === artworkId) {
    // Создает *новый* объект с изменениями
    return { ...artwork, seen: nextSeen };
  } else {
    // без изменений
    return artwork;
  }
});
Здесь ... — это синтаксис распыления объекта, используемый для создания копии объекта.
При таком подходе ни один из существующих элементов состояния не мутируется, а ошибка исправлена:
import { useState } from 'react';

let nextId = 3;
const initialList = [
  { id: 0, title: 'Big Bellies', seen: false },
  { id: 1, title: 'Lunar Landscape', seen: false },
  { id: 2, title: 'Terracotta Army', seen: true },
];

export default function BucketList() {
  const [myList, setMyList] = useState(initialList);
  const [yourList, setYourList] = useState(initialList);

  function handleToggleMyList(artworkId, nextSeen) {
    setMyList(
      myList.map((artwork) => {
        if (artwork.id === artworkId) {
          // Создает *новый* объект с изменениями
          return { ...artwork, seen: nextSeen };
        } else {
          // без изменений
          return artwork;
        }
      })
    );
  }

  function handleToggleYourList(artworkId, nextSeen) {
    setYourList(
      yourList.map((artwork) => {
        if (artwork.id === artworkId) {
          // Создает *новый* объект с изменениями
          return { ...artwork, seen: nextSeen };
        } else {
          // без изменений
          return artwork;
        }
      })
    );
  }

  return (
    <>
      <h1>Art Bucket List</h1>
      <h2>My list of art to see:</h2>
      <ItemList artworks={myList} onToggle={handleToggleMyList} />
      <h2>Your list of art to see:</h2>
      <ItemList artworks={yourList} onToggle={handleToggleYourList} />
    </>
  );
}

function ItemList({ artworks, onToggle }) {
  return (
    <ul>
      {artworks.map((artwork) => (
        <li key={artwork.id}>
          <label>
            <input
              type="checkbox"
              checked={artwork.seen}
              onChange={(e) => {
                onToggle(artwork.id, e.target.checked);
              }}
            />
            {artwork.title}
          </label>
        </li>
      ))}
    </ul>
  );
}
Как правило, вам следует мутировать только те объекты, которые вы только что создали. Если бы вы вставляли новое изображение, вы могли бы изменить его, но если вы имеете дело с чем-то, что уже находится в состоянии, вам нужно сделать копию.

Напишем лаконичный код обновления с помощью Immer

Обновление вложенных массивов без изменения может стать немного повторяющимся. Так же, как и с объектами:
  • Как правило, вам не нужно обновлять состояние глубже, чем на пару уровней. Если ваши объекты состояния очень глубокие, вы можете захотеть реструктурировать их по-другому, чтобы они были плоскими.
  • Если вы не хотите менять свою структуру состояния, вы можете предпочесть использовать Immer, который позволяет вам писать с использованием удобного, но мутирующего синтаксиса и заботится о создании копий для вас.
Вот пример Art Bucket List, переписанный с помощью Immer:
import { useState } from 'react';
import { useImmer } from 'use-immer';

let nextId = 3;
const initialList = [
  { id: 0, title: 'Big Bellies', seen: false },
  { id: 1, title: 'Lunar Landscape', seen: false },
  { id: 2, title: 'Terracotta Army', seen: true },
];

export default function BucketList() {
  const [myList, updateMyList] = useImmer(initialList);
  const [yourArtworks, updateYourList] = useImmer(initialList);

  function handleToggleMyList(id, nextSeen) {
    updateMyList((draft) => {
      const artwork = draft.find((a) => a.id === id);
      artwork.seen = nextSeen;
    });
  }

  function handleToggleYourList(artworkId, nextSeen) {
    updateYourList((draft) => {
      const artwork = draft.find((a) => a.id === artworkId);
      artwork.seen = nextSeen;
    });
  }

  return (
    <>
      <h1>Art Bucket List</h1>
      <h2>My list of art to see:</h2>
      <ItemList artworks={myList} onToggle={handleToggleMyList} />
      <h2>Your list of art to see:</h2>
      <ItemList artworks={yourArtworks} onToggle={handleToggleYourList} />
    </>
  );
}

function ItemList({ artworks, onToggle }) {
  return (
    <ul>
      {artworks.map((artwork) => (
        <li key={artwork.id}>
          <label>
            <input
              type="checkbox"
              checked={artwork.seen}
              onChange={(e) => {
                onToggle(artwork.id, e.target.checked);
              }}
            />
            {artwork.title}
          </label>
        </li>
      ))}
    </ul>
  );
}
package.json
{
  "dependencies": {
    "immer": "1.7.3",
    "react": "latest",
    "react-dom": "latest",
    "react-scripts": "latest",
    "use-immer": "0.5.1"
  },
  "scripts": {
    "start": "react-scripts start",
    "build": "react-scripts build",
    "test": "react-scripts test --env=jsdom",
    "eject": "react-scripts eject"
  },
  "devDependencies": {}
}
Обратите внимание, как с Immer мутация, такая как artwork.seen = nextSeen, теперь исправлена:
updateMyTodos((draft) => {
  const artwork = draft.find((a) => a.id === artworkId);
  artwork.seen = nextSeen;
});
Это связано с тем, что вы мутируете не исходное состояние, а изменяете специальный объект-черновик (draft), предоставленный Immer. Точно так же вы можете применять методы мутирования, такие как push() и pop(), к содержимому черновика. За кулисами Immer всегда строит следующее состояние с нуля в соответствии с изменениями, которые вы внесли в черновик. Это позволяет вашим обработчикам событий быть очень лаконичными без мутирования состояния.

Резюме

  • Вы можете поместить массивы в состояние, но вы не можете их мутировать.
  • Вместо того, чтобы мутировать массив, создайте его новую версию и обновите для нее состояние.
  • Вы можете использовать синтаксис распыления массива [...arr, newItem] для создания массивов с новыми элементами.
  • Вы можете использовать filter() и map() для создания новых массивов с отфильтрованными или преобразованными элементами.
  • Вы можете использовать Immer, чтобы ваш код был короче.