Доступ к данным через рефы в React

2 года назад·6 мин. на чтение

Если вы хотите, чтобы React компонент «запоминал» некоторую информацию, но вы не хотите, чтобы эта информация запускала новые рендеры, вы можете использовать ref (рефы)

Содержание туториала по React Если вы хотите, чтобы компонент «запоминал» некоторую информацию, но вы не хотите, чтобы эта информация запускала новые рендеры, вы можете использовать ref (рефы).

Добавление рефа в компонент

Вы можете добавить реф в свой компонент, импортировав хук useRef из React:
import { useRef } from 'react';
Внутри вашего компонента вызовите хук useRef и передайте начальное значение, на которое вы хотите сослаться, в качестве единственного аргумента. Например, вот ссылка на значение 0:
const ref = useRef(0);
useRef возвращает такой объект:
{
  current: 0; // Значение, отправленное в useRef
}
Вы можете получить доступ к текущему значению этого рефа через свойство ref.current. Это значение является изменяемым, то есть вы можете как читать, так и писать в него. Это как секретный карман вашего компонента, который React не отслеживает. (Вот что делает его лозейкой из одностороннего потока данных React — подробнее об этом ниже) В примере ниже кнопка будет увеличивать ref.current при каждом нажатии:
import { useRef } from 'react';

export default function Counter() {
  let ref = useRef(0);

  function handleClick() {
    ref.current = ref.current + 1;
    alert('You clicked ' + ref.current + ' times!');
  }

  return <button onClick={handleClick}>Click me!</button>;
}
Реф указывает на число, но, как и состояние, вы можете указать что угодно: строку, объект или даже функцию. В отличие от состояния, ref — это простой объект JavaScript со свойством current, которое вы можете читать и изменять. Обратите внимание, что компонент не перерисовывается при очередном инкременте. Как и состояние, React сохраняет рефы между повторными рендерингами. Однако установка состояния повторно рендерит компонент. А изменение рефа - нет.

Пример: создание секундомера

Вы можете комбинировать рефы и состояние в одном компоненте. Например, давайте создадим секундомер, который пользователь может запускать или останавливать нажатием кнопки. Чтобы отобразить, сколько времени прошло с тех пор, как пользователь нажал «Старт», вам нужно будет отслеживать, когда была нажата кнопка «Старт» и какое сейчас время. Эта информация используется для рендеринга, поэтому вы сохраните ее в состоянии:
const [startTime, setStartTime] = useState(null);
const [now, setNow] = useState(null);
Когда пользователь нажимает «Старт», вы будете использовать setInterval для обновления времени каждые 10 миллисекунд:
import { useState } from 'react';

export default function Stopwatch() {
  const [startTime, setStartTime] = useState(null);
  const [now, setNow] = useState(null);

  function handleStart() {
    // Начало отсчета
    setStartTime(Date.now());
    setNow(Date.now());

    setInterval(() => {
      // Обновление текущего времени каждые 10 мс
      setNow(Date.now());
    }, 10);
  }

  let secondsPassed = 0;
  if (startTime != null && now != null) {
    secondsPassed = (now - startTime) / 1000;
  }

  return (
    <>
      <h1>Time passed: {secondsPassed.toFixed(3)}</h1>
      <button onClick={handleStart}>Start</button>
    </>
  );
}
При нажатии кнопки «Стоп» нужно отменить существующий интервал, чтобы он перестал обновлять переменную состояния now. Вы можете сделать это, вызвав clearInterval, но вам нужно указать идентификатор интервала, который ранее возвращался вызовом setInterval, когда пользователь нажимал «Старт». Вам нужно где-то хранить идентификатор интервала. Поскольку идентификатор интервала не используется для рендеринга, вы можете сохранить его в рефе:
import { useState, useRef } from 'react';

export default function Stopwatch() {
  const [startTime, setStartTime] = useState(null);
  const [now, setNow] = useState(null);
  const intervalRef = useRef(null);

  function handleStart() {
    setStartTime(Date.now());
    setNow(Date.now());

    clearInterval(intervalRef.current);
    intervalRef.current = setInterval(() => {
      setNow(Date.now());
    }, 10);
  }

  function handleStop() {
    clearInterval(intervalRef.current);
  }

  let secondsPassed = 0;
  if (startTime != null && now != null) {
    secondsPassed = (now - startTime) / 1000;
  }

  return (
    <>
      <h1>Time passed: {secondsPassed.toFixed(3)}</h1>
      <button onClick={handleStart}>Start</button>
      <button onClick={handleStop}>Stop</button>
    </>
  );
}
Когда информация используется для рендеринга - держите ее в состоянии. Когда информации нужна только обработчикам событий и ее изменение не требует повторного рендеринга - использование ссылки может быть более эффективным.

Различия между рефами и состоянием

Возможно, вы думаете, что рефы кажутся менее «строгими», чем состояние. Например, вы можете изменить их вместо того, чтобы постоянно использовать функцию установки состояния. Но в большинстве случаев вы захотите использовать состояние. Рефы — это лозейка, которая вам часто не потреюуется. Сравним состояние и рефы:
РефыСостояние
useRef(initialValue) возвращает { current: initialValue }useState(initialValue) возвращает текущее значение переменной состояния и функцию установки состояния ([value, setValue])
Не запускает повторный рендеринг при его изменении.Запускает повторный рендеринг при его изменении.
Изменяемый — вы можете изменять и обновлять значение current вне процесса рендеринга.Неизменный (иммутабельный) — вы должны использовать функцию установки состояния, чтобы изменить переменные состояния, чтобы поставить в очередь повторный рендеринг.
Вы не должны читать (или записывать) значение current во время рендеринга.Вы можете прочитать состояние в любое время. Однако каждый рендер имеет свой собственный снимок состояния, который не меняется.
Вот кнопка-счетчик, реализованная с состоянием:
import { useState } from 'react';

export default function Counter() {
  const [count, setCount] = useState(0);

  function handleClick() {
    setCount(count + 1);
  }

  return <button onClick={handleClick}>You clicked {count} times</button>;
}
Поскольку отображается значение count, имеет смысл использовать для него значение состояния. Когда значение счетчика устанавливается с помощью setCount(), React повторно отображает компонент, и экран обновляется, чтобы отразить новое значение счетчика. Если вы попытаетесь реализовать это с помощью ref, React никогда не будет повторно отображать компонент, поэтому вы никогда не увидите изменения счетчика. Посмотрите, как нажатие на эту кнопку не обновляет ее текст:
import { useRef } from 'react';

export default function Counter() {
  let countRef = useRef(0);

  function handleClick() {
    // В таком случае ререндеринг компонента Не происходит
    countRef.current = countRef.current + 1;
  }

  return (
    <button onClick={handleClick}>You clicked {countRef.current} times</button>
  );
}
Вот почему чтение ref.current во время рендеринга приводит к ненадежному коду. Если вам это нужно, используйте вместо этого состояние.

Как работает useRef внутри?

Хотя и useState, и useRef предоставляются React, в принципе useRef может быть реализован поверх useState. Вы можете представить, что внутри React useRef реализован так:
// Внутри React
function useRef(initialValue) {
  const [ref, unused] = useState({ current: initialValue });
  return ref;
}
Во время первого рендеринга useRef возвращает { current: initialValue }. Этот объект хранится в React, поэтому при следующем рендеринге будет возвращен тот же объект. Обратите внимание, что в этом примере не используется установщик состояния. В этом нет необходимости, потому что useRef всегда должен возвращать один и тот же объект. React предоставляет встроенную версию useRef, потому что она достаточно распространена на практике. Но вы можете думать об этом как об обычной переменной состояния без сеттера. Если вы знакомы с объектно-ориентированным программированием, рефы могут напомнить вам поля экземпляра, но вместо this.something вы пишете somethingRef.current.

Когда использовать рефы?

Как правило, вы будете использовать рефы, когда вашему компоненту нужно «выйти за пределы» React и взаимодействовать с внешними API — часто API браузера, который не повлияет на внешний вид компонента. Вот несколько таких редких ситуаций:
  • Хранение других объектов, которые не нужны для вычисления JSX.
Если вашему компоненту нужно хранить какое-то значение, но это не влияет на логику рендеринга, выбирайте реф.

Рекомендации по использованию рефов

Следование этим принципам сделает ваши компоненты более предсказуемыми:
  • Относитесь к рефам как к лозейке. Рефы полезны при работе с внешними системами или API-интерфейсами браузера. Если большая часть логики вашего приложения и потока данных зависит от рефов, возможно, следует пересмотреть свой подход.
  • Не читайте и не записывайте ref.current во время рендеринга. Если во время рендеринга требуется некоторая информация, используйте вместо этого состояние. Поскольку React не знает, когда изменяется ref.current, даже его чтение во время рендеринга затрудняет прогнозирование поведения вашего компонента. (Единственным исключением является такой код, как if (!ref.current) ref.current = new Thing(), который устанавливает ссылку только один раз во время первого рендеринга.)
Ограничения состояния React не распространяются на ссылки. Например, состояние действует как снимок для каждого рендеринга и не обновляется синхронно. Но когда вы изменяете текущее значение ref, оно немедленно меняется:
ref.current = 5;
console.log(ref.current); // 5
Это связано с тем, что сам реф является обычным JavaScript объектом и ведет себя как объект. Вам также не нужно беспокоиться о том, чтобы избежать мутации, когда вы работаете с рефами. Пока объект, который вы мутируете, не используется для рендеринга, React не волнует, что вы делаете с рефом или его содержимым.

Рефы и DOM

Вы можете указать ссылку на любое значение. Однако наиболее распространенным вариантом использования ссылки является доступ к элементу DOM. Например, это удобно, если вы хотите сфокусировать инпут программно. Когда вы передаете реф в атрибут ref в JSX, например <div ref={myRef}>, React поместит соответствующий элемент DOM в myRef.current.

Резюме

  • Рефы — это лозейка для хранения значений, которые не используются для рендеринга. Вы не будете нуждаться в них часто.
  • Ссылка — это простой объект JavaScript с одним свойством, называемым current, которое вы можете прочитать или установить.
  • Вы можете попросить React дать вам реф, вызвав хук useRef.
  • Как и состояние, рефы позволяют сохранять информацию между повторными рендерингами компонента.
  • В отличие от состояния, установка значения current рефа не вызывает повторный рендеринг.
  • Не читайте и не записывайте ref.current во время рендеринга. Это затрудняет прогнозирование вашего компонента.

SolidJS. Быстрый старт

2 года назад·7 мин. на чтение

Как быстро начать использовать SolidJS

SolidJS — это легковесная JavaScript библиотека для создания пользовательских интерфейсов. Он предоставляет модель реактивного программирования, которая позволяет разработчикам создавать динамические и эффективные приложения. В этом кратком руководстве мы рассмотрим ключевые понятия и функции SolidJS и узнаем, как начать создавать веб-приложения с использованием SolidJS.

Что такое SolidJS?

SolidJS — это декларативная UI библиотека, которая позволяет разработчикам создавать высокопроизводительные веб-приложения с помощью JavaScript. Он следует принципам реактивного программирования, когда компоненты пользовательского интерфейса реагируют на изменения в данных и автоматически обновляются. SolidJS вдохновлен такими библиотеками, как React и Svelte, но нацелен на предоставление более простой и эффективной модели программирования.

Установка SolidJS

Чтобы начать работу с SolidJS, вы можете включить библиотеку в свой проект с помощью менеджера пакетов, такого как npm или yarn. Откройте терминал и выполните следующую команду:
npm install solid-js
После завершения установки вы можете импортировать SolidJS в свой проект:
import { createSignal } from "solid-js";

Пример Hello World

Давайте начнем с создания простого примера «Hello World» с использованием SolidJS. В этом примере мы отобразим приветственное сообщение на экране.
import { createSignal, render } from "solid-js";

function App() {
  const [message, setMessage] = createSignal("Hello, World!");
  return (
    <div>
      <h1>{message()}</h1>
      <button onClick={() => setMessage("Hello, SolidJS!")}>
        Update Message
      </button>
    </div>
  );
}

render(() => <App />, document.getElementById("app"));
В приведенном выше коде мы определяем функциональный компонент под названием App. Внутри компонента мы используем функцию createSignal для создания реактивного сигнала, называемого message. Сигнал message содержит приветственное сообщение, и мы инициализируем его значением Hello, World!. В коде JSX мы можем получить доступ к значению сигнала message с помощью message(). Это позволяет пользовательскому интерфейсу реагировать на изменения сигнала и динамически обновляться. Обработчик событий onClick кнопки обновляет значение сигнала message на Hello, SolidJS! при нажатии. Это изменение запускает повторную визуализацию компонента, и обновленное сообщение отображается на экране. Наконец, мы используем функцию render для рендеринга компонента App и монтируем его к элементу DOM с идентификатором app.

Компоненты и JSX в SolidJS

В SolidJS компоненты пользовательского интерфейса определяются как функции, возвращающие элементы JSX. JSX — это расширение синтаксиса для JavaScript, которое позволяет писать HTML-подобный код в коде JavaScript. Он обеспечивает краткий и выразительный способ описания структуры и содержимого пользовательского интерфейса. Ниже приведен пример простого компонента, который визуализирует кнопку:
import { createSignal } from "solid-js";
function Button(props) {
  const [count, setCount] = createSignal(0);
  return (
    <button onClick={() => setCount(count() + 1)}>
      {props.label} ({count()})
    </button>
  );
}

Сигналы и реактивное программирование

Сигналы лежат в основе модели реактивного программирования SolidJS. Они представляют собой реактивные значения, которые можно считывать и обновлять. Сигналы создаются с помощью функции createSignal, которая возвращает пару значений: текущее значение сигнала и функцию для обновления значения.
import { createSignal } from "solid-js";

const [count, setCount] = createSignal(0);
Чтобы прочитать текущее значение сигнала, мы вызываем сигнал как функцию:
console.log(count()); // Output: 0
Чтобы обновить значение сигнала, вызываем функцию обновления с новым значением:
setCount(10);
console.log(count()); // Output: 10
Сигналы можно использовать в компонентах для создания динамических пользовательских интерфейсов, которые реагируют на изменения в данных. При обновлении сигнала все компоненты, зависящие от этого сигнала, автоматически перерисовываются.

Условный рендеринг

SolidJS предоставляет несколько компонентов потока управления для условного рендеринга. Компонент Show используется для условной визуализации части представления на основе условия.
import { Show } from 'solid-js';

function App() {
  // ...
  return (
    <div>
      <Show when={count() > 0}>
        <h2>Count is greater than 0</h2>
      </Show>
    </div>
  );
}
В этом примере компонент <Show> используется для условной визуализации элемента <h2> только в том случае, если переменная состояния count больше 0. Если условие выполнено, будет визуализирован элемент <h2>; в противном случае он будет скрыт.

Списки и итерации

SolidJS предоставляет компонент <For> для итерации массивов и рендеринга списка элементов. Давайте изменим наш компонент App, чтобы отобразить список элементов на основе массива данных.
import { createSignal } from 'solid-js';

function App() {
  const [items, setItems] = createSignal([
    'Apple',
    'Banana',
    'Orange'
  ]);

  const addItem = () => {
    const newItem = prompt('Enter a new item:');
    if (newItem) {
      setItems([...items(), newItem]);
    }
  };

  const removeItem = (index) => {
    const updatedItems = items().filter((_, i) => i !== index);
    setItems(updatedItems);
  };

  return (
    <div>
      <ul>
        <For each={items()}>{(item, index) => (
          <li>
            {item}
            <button onClick={() => removeItem(index)}>Remove</button>
          </li>
        )}</For>
      </ul>
      <button onClick={addItem}>Add Item</button>
    </div>
  );
}
export default App;
В этом примере мы инициализируем переменную реактивного состояния items помощью массива строк. Компонент <For> используется для перебора массива items и отрисовки элемента <li> для каждого элемента. Мы также предоставляем параметр index для функции обратного вызова для определения позиции каждого элемента в массиве. Функция addItem предлагает пользователю ввести новый элемент и добавляет его в массив items при подтверждении. Функция removeItem удаляет элемент из массива items на основе его индекса.

Рефы (Refs) ссылки в SolidJS

Ссылки позволяют получать доступ к базовым элементам DOM в компонентах SolidJS и взаимодействовать с ними. Вы можете думать о ссылках как о способе получения ссылки на определенный элемент, аналогично использованию getElementById в традиционном JavaScript. SolidJS предоставляет два способа работы с рефами: с помощью переменной напрямую или с помощью функции обратного вызова.

Ссылка на основе переменной

import { createSignal, onMount } from "solid-js";

function App() {
  let myButton;
  onMount(() => {
    console.log(myButton);
  });
  return (
    <button ref={myButton}>
      Click me
    </button>
  );
}
В приведенном выше коде мы определяем переменную myButton и передаем ее в проп ref элемента button. Мы используем функцию onMount для регистрации переменной myButton после того, как компонент смонтирован и подключен к DOM. Получив доступ к переменной myButton, мы можем выполнять действия или получать информацию об элементе button.

Ссылка на основе функции обратного вызова

import { createSignal } from "solid-js";

function App() {
  const [myButton, setMyButton] = createSignal(null);

  const handleButtonClick = () => {
    console.log(myButton());
  };

  return (
    <div>
      <button ref={setMyButton} onClick={handleButtonClick}>
        Click me
      </button>
    </div>
  );
}
В этом примере мы используем функцию обратного вызова для установки ref. Функция setMyButton вызывается со ссылкой на элемент, когда компонент визуализируется и подключается к модели DOM. Затем мы можем получить доступ к ссылке на элемент в функции handleButtonClick.

Стилизация компонента

SolidJS предоставляет различные подходы к стилизации компонентов. Вы можете использовать встроенные (inline) стили, классы CSS или библиотеки CSS-in-JS для стилизации компонентов SolidJS.

Встроенные стили (inline)

function App() {
  const [color, setColor] = createSignal("red");
  
  return (
    <div>
      <button
        style={`background-color: ${color()}`}
        onClick={() => setColor("blue")}
      >
        Change Color
      </button>
    </div>
  );
}
В приведенном выше примере используется проп style для определения встроенных стилей для элемента button. Значением свойства style является строка, содержащая пары CSS свойство-значение. Мы можем динамически обновлять стиль, передавая вычисленное значение в прпо style.

CSS классы

function App() {
  const [isActive, setIsActive] = createSignal(false);

  return (
    <div>
      <button
        classList={{ "active": isActive()} }
        onClick={() => setIsActive(!isActive())}
      >
        Toggle Active
      </button>
    </div>
  );
}
В этом примере мы условно применяем CSS-класс active к элементу button на основе значения сигнала isActive. Если isActive имеет значение true, применяется класс active; В противном случае класс не применяется.

Обработка ошибок

Обработка ошибок является важным аспектом любого приложения, и SolidJS предоставляет функции для корректной обработки ошибок. Компонент <ErrorBoundary> позволяет перехватывать и обрабатывать ошибки, возникающие в его дочерних компонентах.
import { ErrorBoundary } from 'solid-js';
function ErrorComponent() {
  throw new Error('Something went wrong!');
}

function App() {
  return (
    <div>
      <h1>My App</h1>
      <ErrorBoundary fallback={<div>Error occurred! Please try again.</div>}>
        <ErrorComponent />
      </ErrorBoundary>
    </div>
  );
}
В этом примере компонент <ErrorBoundary> является оберткой компонента <ErrorComponent>. Если в <ErrorComponent> возникает ошибка, вместо сообщения об ошибке будет отображаться резервное содержимое, предоставленное в <ErrorBoundary>.

Suspense

SolidJS предоставляет компонент Suspense и возможности асинхронного рендеринга для обработки состояний загрузки и асинхронной выборки данных. Компонент Suspense позволяет обрабатывать состояния загрузки и резервные пользовательские интерфейсы в ожидании разрешения данных. Он работает в сочетании с функцией createEffect для отслеживания состояния загрузки асинхронных операций.
import { createEffect, createSignal } from 'solid-js';

function fetchData() {
  return new Promise(resolve => {
    setTimeout(() => {
      resolve('Data loaded!');
    }, 2000);
  });
}

function App() {
  const [data, setData] = createSignal('');
  const [loading, setLoading] = createSignal(true);
  createEffect(async () => {
    setLoading(true);
    const result = await fetchData();
    setData(result);
    setLoading(false);
  });

  return (
    <div>
      <Suspense fallback={<div>Loading...</div>}>
        {loading() ? (
          <div>Loading...</div>
        ) : (
          <div>{data()}</div>
        )}
      </Suspense>
    </div>
  );
}
В приведенном выше коде мы имитируем операцию выборки данных с помощью функции setTimeout. Компонент App использует функцию createEffect для обработки асинхронной выборки данных и соответствующим образом обновляет сигналы loading и data. В компоненте Suspense мы условно визуализируем состояние загрузки или завершение получения данных на основе значения сигнала loading.

Порталы

Порталы — это мощная функция SolidJS, которая позволяет отображать компоненты за пределами иерархии DOM их родителя. Это полезно, когда вам нужно отобразить компонент в другом элементе DOM, таком как модальное окно или всплывающая подсказка.
import { Portal } from 'solid-js/web';

function Modal() {
  return (
    <Portal mount={document.getElementById('modal-root')}>
      <div className="modal">Modal Content</div>
    </Portal>
  );
}
В этом примере компонент <Portal> визуализирует модальное содержимое внутри элемента DOM с modal-root идентификатора, который находится за пределами иерархии DOM родительского компонента. Это позволяет разделять задачи и отображать компоненты в разных частях HTML-документа.

Контекст

Контекст — это мощная функция в SolidJS, которая позволяет обмениваться данными в дереве компонентов без явной передачи пропсов через каждый уровень. Это полезно, когда у вас есть данные, к которым требуется доступ многим компонентам вашего приложения. Для создания контекста можно использовать функцию createContext:
import { createContext } from "solid-js";
const MyContext = createContext();
После создания контекста можно указать значение для этого контекста с помощью компонента Provider:
<MyContext.Provider value={/* значение контекста */}>
  {/* Компоненты, которым нужен доступ к контексту */}
</MyContext.Provider>
Чтобы использовать значение контекста в компоненте, можно использовать хук useContext:
import { useContext } from "solid-js";

const MyComponent = () => {
  const contextValue = useContext(MyContext);
  // Используем значение из контекста в компоненте
};
Обернув компоненты компонентом Provider, можно сделать значение контекста доступным для всех дочерних компонентов в дереве компонентов. Контекст — это мощный инструмент для управления глобальным или общим состоянием в приложении. Это помогает сократить объем prop drilling’а и упрощает передачу данных компонентам, которые в них нуждаются.

Итоги

SolidJS предоставляет простую и эффективную модель программирования для создания современных веб-приложений. Его реактивный характер позволяет автоматически обновлять и эффективно визуализировать компоненты, что делает его мощным выбором для разработки интерактивных пользовательских интерфейсов.