Типизация функций с помощью TypeScript

2 года назад·15 мин. на чтение

Туториал по TypeScript - Типизация функций TypeScript

Содержание туториала по TypeScript Функции — это основной строительный блок любого приложения, будь то локальные функции, импортированные из другого модуля или методы класса. Они также являются значениями, и, как и другие значения, в TypeScript есть много способов описать, как можно вызывать функции.

Типизация функций

Самый простой способ типизировать функцию — использовать выражение функционального типа. Эти типы синтаксически похожи на стрелочные функции:
function greeter(fn: (a: string) => void) {
  fn('Hello, World');
}

function printToConsole(s: string) {
  console.log(s);
}

greeter(printToConsole);
Синтаксис (a:string) => void означает "функция с одним параметром a, типа string, который не имеет возвращаемого значения". Как и в случае с определением функции, если тип параметра не указан, он будет иметь тип any. Обратите внимание, что имя параметра является обязательным. Тип функции (string) => void означает "функция с параметром, названным string типа any"! Конечно, мы можем использовать псевдоним типа для обозначения типа функции:
type GreetFunction = (a: string) => void;
function greeter(fn: GreetFunction) {
  // ...
}

Сигнатура вызова (Call Signature)

В JavaScript функции могут не только вызываться, но и иметь свойства. Однако синтаксис выражения функционального типа не позволяет объявлять свойства. Если мы хотим описать что-то вызываемое с помощью свойств, мы можем написать сигнатуру вызова в объектном типе:
type DescribableFunction = {
  description: string;
  (someArg: number): boolean;
};
function doSomething(fn: DescribableFunction) {
  console.log(fn.description + ' returned ' + fn(6));
}
Обратите внимание, что синтаксис немного отличается от выражения функционального типа — используется : между списком параметров и возвращаемым типом, а не =>.

Сигнатура конструктора (Construct Signature)

Функции JavaScript также можно вызывать с помощью оператора new. В TypeScript они считаются конструкторами, потому что они обычно создают новый объект. Вы можете написать сигнатуру конструктора, добавив ключевое слово new перед сигнатурой вызова:
type SomeConstructor = {
  new (s: string): SomeObject;
};
function fn(ctor: SomeConstructor) {
  return new ctor('hello');
}
Некоторые объекты, такие как объект Date в JavaScript, можно вызывать как с оператором new, так и без него. Вы можете произвольно комбинировать сигнатуры вызова и конструктора в одном и том же типе:
interface CallOrConstruct {
  new (s: string): Date;
  (n?: number): number;
}

Функции-дженерики (Generic Functions)

Обычно пишут функцию, в которой типы входных данных связаны с типом выходных данных или где типы двух входных данных каким-то образом связаны. Давайте рассмотрим функцию, которая возвращает первый элемент массива:
function firstElement(arr: any[]) {
  return arr[0];
}
Эта функция выполняет свою работу, но, к сожалению, имеет возвращаемый тип any. Лучше бы функция возвращала тип элемента массива. В TypeScript дженерики используются, когда мы хотим описать соответствие между двумя значениями. Мы делаем это, объявляя параметр типа в сигнатуре функции:
function firstElement<Type>(arr: Type[]): Type | undefined {
  return arr[0];
}
Добавив к этой функции параметр Type и используя его в двух местах, мы создали связь между входными данными функции (массивом) и выходными (возвращаемым значением). Теперь, когда мы ее вызываем, получается более конкретный тип:
// s имеет тип 'string'
const s = firstElement(['a', 'b', 'c']);
// n имеет тип 'number'
const n = firstElement([1, 2, 3]);
// u имеет тип undefined
const u = firstElement([]);

Предположение типа (Inference)

Мы можем использовать несколько параметров типа. Например, самописная версия функции map может выглядеть так:
function map<Input, Output>(
  arr: Input[],
  func: (arg: Input) => Output
): Output[] {
  return arr.map(func);
}

// Параметр 'n' имеет тип 'string'
// 'parsed' имеет тип 'number[]'
const parsed = map(['1', '2', '3'], (n) => parseInt(n));
Обратите внимание, что в приведенном примере TypeScript может сделать вывод относительно типа Input на основе переданного string[], а относительно типа Output на основе возвращаемого number.

Ограничения (constraints)

Ограничение используется для того, чтобы ограничивать типы, которые принимаются параметром типа. Реализуем функцию, возвращающую самое длинное из двух значений. Для этого нам потребуется свойство length, которое будет числом. Мы ограничим параметр типа типом number с помощью ключевого слова extends:
function longest<Type extends { length: number }>(a: Type, b: Type) {
  if (a.length >= b.length) {
    return a;
  } else {
    return b;
  }
}

// longerArray имеет тип 'number[]'
const longerArray = longest([1, 2], [1, 2, 3]);
// longerString имеет тип 'alice' | 'bob'
const longerString = longest('alice', 'bob');
// Ошибка! У чисел нет свойства 'length'
const notOK = longest(10, 100);

// Argument of type 'number' is not assignable to parameter of type '{ length: number; }'.
// Аргумент типа 'number' не может быть присвоен аргументу типа '{ length: number; }'.
В этом примере есть несколько интересных моментов. Мы позволили TypeScript определять возвращаемый тип самого длинного значения. Вывод типа возвращаемого значения также работает с функциями-дженериками. Поскольку мы ограничили Type значением {length: number}, мы смогли получить доступ к свойству .length параметров a и b. Без ограничения типа мы не смогли бы получить доступ к этим свойствам, потому что значения могли быть какого-то другого типа без свойства length. Типы longerArray и longerString были выведены на основе аргументов. Помните, что дженерики — это связывание двух или более значений с одним и тем же типом. Наконец, как мы и хотели, вызов longest(10, 100) ,был отклонен, потому что тип number не имеет свойства .length.

Работа со значениями с ограничениями

Вот распространенная ошибка при работе с ограничениями-дженериками:
function minimumLength<Type extends { length: number }>(
  obj: Type,
  minimum: number
): Type {
  if (obj.length >= minimum) {
    return obj;
  } else {
    return { length: minimum };

    // Type '{ length: number; }' is not assignable to type 'Type'.
    // '{ length: number; }' is assignable to the constraint of type 'Type', but 'Type' could be instantiated with a different subtype of constraint '{ length: number; }'.
  }
}
Может показаться, что с этой функцией все в порядке — Type ограничен до { length: number }, и функция либо возвращает Type, либо значение, соответствующее этому ограничению. Проблема в том, что функция обещает вернуть тот же тип объекта, который был передан, а не просто какой-то объект, соответствующий ограничению. Если бы этот код был работающим, вы могли бы написать код, который не работал бы:
// 'arr' получает значение { length: 6 }
const arr = minimumLength([1, 2, 3], 6);
// и падает, т.к. массив имеет метод 'slice'
// но не возвращаемый объект!
console.log(arr.slice(0));

Определение типа аргументов

TypeScript обычно может вывести предполагаемые аргументы типа в вызове дженерика, но не всегда. Например, вы написали функцию для объединения двух массивов:
function combine<Type>(arr1: Type[], arr2: Type[]): Type[] {
  return arr1.concat(arr2);
}
Обычно было бы ошибкой вызывать эту функцию с несовпадающими массивами:
const arr = combine([1, 2, 3], ['hello']);

// Type 'string' is not assignable to type 'number'.
// Нельзя присвоить тип 'string' типу 'number'.
Однако, если вы намеревались сделать это, вы можете вручную указать Type:
const arr = combine<string | number>([1, 2, 3], ['hello']);

Как написать хорошую функцию-дженерик?

Написание функций-дженериков — это весело, и можно легко увлечься параметрами типа. Наличие слишком большого количества параметров типа или использование ограничений там, где они не нужны, может сделать вывод менее успешным, вызывая разочарование у пользователей функции.

Используйте параметры типа без ограничений

Вот два способа написания функции, которые кажутся похожими:
function firstElement1<Type>(arr: Type[]) {
  return arr[0];
}

function firstElement2<Type extends any[]>(arr: Type) {
  return arr[0];
}

// a: number (хорошо)
const a = firstElement1([1, 2, 3]);
// b: any (плохо)
const b = firstElement2([1, 2, 3]);
На первый взгляд они могут показаться идентичными, но firstElement1 — гораздо лучший способ написать эту функцию. Предполагаемый тип возвращаемого значения — Type, но предполагаемый возвращаемый тип firstElement2any, поскольку TypeScript должен разрешать выражение arr[0] с использованием типа ограничения, а не «ждать» элемент во время вызова. Правило: по возможности используйте сам параметр типа, а не ограничивайте его.

Используйте меньше параметров типа

Вот еще пара похожих функций:
function filter1<Type>(arr: Type[], func: (arg: Type) => boolean): Type[] {
  return arr.filter(func);
}

function filter2<Type, Func extends (arg: Type) => boolean>(
  arr: Type[],
  func: Func
): Type[] {
  return arr.filter(func);
}
Мы создали параметр типа Func, который не связывает два значения. Это всегда красный флаг, потому что это означает, что вызывающие программы, желающие указать аргументы типа, должны вручную указать дополнительный аргумент типа без всякой причины. Func ничего не делает, но затрудняет чтение и осмысление функции! Правило: всегда используйте как можно меньше параметров типа

Параметры типа должны появляться дважды

Иногда мы забываем, что функции не обязательно быть дженериком:
function greet<Str extends string>(s: Str) {
  console.log('Hello, ' + s);
}

greet('world');
Мы могли бы написать более простую версию:
function greet(s: string) {
  console.log('Hello, ' + s);
}
Помните, что параметры типа предназначены для связи типов нескольких значений. Если параметр типа используется только один раз в сигнатуре функции, он ни с чем не связан. Правило: если параметр типа появляется только в одном месте, серьезно подумайте, действительно ли он вам нужен.

Необязательные параметры

Функции в JavaScript часто принимают переменное количество аргументов. Например, метод toFixed для значений типа number принимает необязательное количество цифр:
function f(n: number) {
  console.log(n.toFixed()); // 0 аргументов
  console.log(n.toFixed(3)); // 1 аргумент
}
Мы можем смоделировать это в TypeScript, пометив параметр как необязательный с помощью ?:
function f(x?: number) {
  // ...
}
f(); // OK
f(10); // OK
Хотя параметр указан как типа number, параметр x на самом деле будет иметь тип number | undefined, потому что неуказанные параметры в JavaScript получают значение undefined. Вы также можете указать параметр по умолчанию:
function f(x = 10) {
  // ...
}
Теперь в теле f, x будет иметь тип number, потому что любой неопределенный аргумент будет заменен на 10. Обратите внимание, что, когда параметр является необязательным, вызывающая сторона всегда может передать значение undefined, так как это просто имитирует «отсутствующий» аргумент:
declare function f(x?: number): void;

// все вызовы допустимы
f();
f(10);
f(undefined);

Необязательные параметры в функциях обратного вызова

Мы уже знаем о необязательных параметрах и типизации функциональных выражений. Очень легко сделать следующие ошибки при написании функций, которые вызывают колбеки:
function myForEach(arr: any[], callback: (arg: any, index?: number) => void) {
  for (let i = 0; i < arr.length; i++) {
    callback(arr[i], i);
  }
}
Обычно при написании index? в качестве необязательного параметр разработчики хотят, чтобы оба этих вызова валидными:
myForEach([1, 2, 3], (a) => console.log(a));
myForEach([1, 2, 3], (a, i) => console.log(a, i));
На самом деле это означает, что колбек может быть вызван с одним аргументом. Другими словами, в определении функции сказано, что реализация может выглядеть так:
function myForEach(arr: any[], callback: (arg: any, index?: number) => void) {
  for (let i = 0; i < arr.length; i++) {
    callback(arr[i]);
  }
}
В свою очередь, TypeScript будет применять это значение и выдавать ошибки:
myForEach([1, 2, 3], (a, i) => {
  console.log(i.toFixed());
  // Object is possibly 'undefined'.
  // Объект, возможно, 'undefined'.
});
В JavaScript, если вы вызываете функцию с бОльшим количеством аргументов, лишние аргументы просто игнорируются. TypeScript ведет себя точно так же. Функции с меньшим количеством параметров (одного и того же типа) всегда могут заменить функции с бОльшим количеством параметров. При типизации функции для колбека никогда делайте параметр необязательным, если вы не собираетесь вызывать функцию без передачи этого аргумента.

Перегрузка функций (Function Overloads)

Некоторые функции JavaScript можно вызывать с различным числом аргументов и типами. Например, вы можете написать функцию для создания даты Date, которая принимает отметку времени (один аргумент) или спецификацию месяц/день/год (три аргумента). В TypeScript мы можем указать функцию, которую можно вызывать по-разному, написав сигнатуры перегрузки. Для этого нужно написать несколько сигнатур функции (обычно две или более), а затем тело функции:
function makeDate(timestamp: number): Date;
function makeDate(m: number, d: number, y: number): Date;
function makeDate(mOrTimestamp: number, d?: number, y?: number): Date {
  if (d !== undefined && y !== undefined) {
    return new Date(y, mOrTimestamp, d);
  } else {
    return new Date(mOrTimestamp);
  }
}
const d1 = makeDate(12345678);
const d2 = makeDate(5, 5, 5);
const d3 = makeDate(1, 3);

// No overload expects 2 arguments, but overloads do exist that expect either 1 or 3 arguments.
// Нет перегрузки, ожидающей 2 аргумента, но есть перегрузки, которые ожидают либо 1, либо 3 аргумента.
В этом примере мы написали две перегрузки: одну, принимающую один аргумент, и другую, принимающую три аргумента. Эти первые две сигнатуры называются сигнатурами перегрузки. Затем мы написали реализацию функции с совместимой сигнатурой. Функции имеют сигнатуру реализации, но эту сигнатуру нельзя вызвать напрямую. Несмотря на то, что мы написали функцию с двумя необязательными параметрами после обязательного, ее нельзя вызвать с двумя параметрами!

Сигнатуры перегрузки и сигнатура реализации

Это распространенный источник путаницы. Часто люди пишут такой код и не понимают, почему возникает ошибка:
function fn(x: string): void;
function fn() {
  // ...
}
// Expected to be able to call with zero arguments
// Ожидается, что можно вызвать без аргументов
fn();
// Expected 1 arguments, but got 0.
// Ожидается 1 аргумент, но получено 0.
Сигнатура, используемая для написания тела функции, не может быть использована извне. Сигнатура реализации не видна снаружи. При написании перегруженной функции вы всегда должны иметь две или более сигнатуры над реализацией функции. Сигнатура реализации также должна быть совместима с сигнатурами перегрузки. Например, в этих функциях есть ошибки, потому что сигнатура реализации не соответствует перегруженным версиям должным образом:
function fn(x: boolean): void;
// Неправильный аргумент функции
function fn(x: string): void;
// This overload signature is not compatible with its implementation signature.
// Эта перегрузка сигнатуры не совместима с сигнатурой реализации.
function fn(x: boolean) {}
function fn(x: string): string;
// Неверный возвращаемый тип
function fn(x: number): boolean;
// This overload signature is not compatible with its implementation signature.
// Cигнатура перегрузки не совместима с сигнатурой реализации.
function fn(x: string | number) {
  return 'oops';
}

Как написать хорошую перегрузку

Как и в случае с дженериками, при использовании перегруженных функций следует соблюдать несколько рекомендаций. Следование этим принципам упростит вызов вашей функции, ее понимание и реализацию. Рассмотрим функцию, которая возвращает длину строки или массива:
function len(s: string): number;
function len(arr: any[]): number;
function len(x: any) {
  return x.length;
}
С этой функцией все в порядке; мы можем вызывать ее со строками или массивами. Однако мы не можем вызвать ее со значением, которое может быть строкой или массивом, потому что TypeScript может разрешить вызов функции только для одной перегрузки:
len(''); // OK
len([0]); // OK
len(Math.random() > 0.5 ? 'hello' : [0]);
// No overload matches this call.
//  Overload 1 of 2, '(s: string): number', gave the following error.
//    Argument of type 'number[] | "hello"' is not assignable to parameter of type 'string'.
//      Type 'number[]' is not assignable to type 'string'.
//  Overload 2 of 2, '(arr: any[]): number', gave the following error.
//    Argument of type 'number[] | "hello"' is not assignable to parameter of type 'any[]'.
//     Type 'string' is not assignable to type 'any[]'.
Поскольку обе перегрузки имеют одинаковое количество аргументов и один и тот же тип возвращаемого значения, вместо этого мы можем написать не перегруженную версию функции:
function len(x: any[] | string) {
  return x.length;
}
Так гораздо лучше! Ее можно вызывать со значением любого типа, и в качестве дополнительного бонуса нам не нужно вычислять правильную сигнатуру реализации. Всегда предпочитайте параметры с объединением вместо перегрузок, когда это возможно.

Определение this в функциях

С помощью анализа потока кода TypeScript сделает вывод о том, чем является this:
const user = {
  id: 123,

  admin: false,
  becomeAdmin: function () {
    this.admin = true;
  },
};
TypeScript понимает, что функция user.becomeAdmin имеет соответствующий this, который является объектом user извне. В спецификации JavaScript указано, что у вас не может быть параметра с именем this, TypeScript использует это, чтобы можно было объявить тип для this в теле функции.
interface DB {
  filterUsers(filter: (this: User) => boolean): User[];
}

const db = getDB();
const admins = db.filterUsers(function (this: User) {
  return this.admin;
});
Этот шаблон распространен в API обратного вызова, где другой объект обычно управляет вызовом вашей функции. Обратите внимание, что вам нужно использовать function, а не стрелочные функции, чтобы получить такое поведение:
interface DB {
  filterUsers(filter: (this: User) => boolean): User[];
}

const db = getDB();
const admins = db.filterUsers(() => this.admin);
// The containing arrow function captures the global value of 'this'.
// Стрелочная функция захватывает глобальный `this`.

// Element implicitly has an 'any' type because type 'typeof globalThis' has no index signature.
// Элемент неявно имеет тип 'any' т.к. тип 'typeof globalThis' не имеет сигнатуры.

Другие типы, о которых следует знать

Есть несколько дополнительных типов, которые часто появляются при работе с типами функций. Как и все типы, вы можете использовать их везде, но они особенно актуальны в функциях.

void

void представляет возвращаемое значение функций, которые не возвращают значения. Этот тип выведется из функции, когда функция не имеет операторов return или не возвращает никакого явного значения из этих операторов return:
// Выведенный тип возвращаемого результата void
function noop() {
  return;
}
В JavaScript функция, которая не возвращает никакого значения, неявно вернет значение undefined. Однако void и undefined — это не одно и то же в TypeScript. Дополнительные подробности приведены в конце этой главы.

object

Специальный тип object относится к любому значению, не являющемуся примитивом (string, number, bigint, boolean, symbol, null или undefined). Это отличается от типа пустого объекта { }, а также отличается от глобального типа Object. Очень вероятно, что вы никогда не будете использовать Object. object не является Object. Всегда используйте object! Обратите внимание, что в JavaScript функции являются объектами: у них есть свойства, есть Object.prototype в своей цепочке прототипов, являются instanceof Object, вы можете вызывать для них Object.keys и т.д. По этой причине типы функций считаются object в TypeScript.

unknown

Тип unknown представляет любое значение. Это похоже на тип any, но безопаснее, потому что нельзя ничего делать с неизвестным значением:
function f1(a: any) {
  a.b(); // OK
}
function f2(a: unknown) {
  a.b();
  // Object is of type 'unknown'.
  // Объект типа 'unknown'.
}
Это полезно при описании типов функций, потому что вы можете описывать функции, которые принимают любое значение, не имея значений any в теле вашей функции. И наоборот, вы можете описать функцию, которая возвращает значение типа unknown:
function safeParse(s: string): unknown {
  return JSON.parse(s);
}

// Нужно быть осторожным с 'obj'!
const obj = safeParse(someRandomString);

never

Некоторые функции никогда не возвращают значение:
function fail(msg: string): never {
  throw new Error(msg);
}
Тип never представляет значения, которые никогда не возвращаются. В возвращаемом типе это означает, что функция выдает исключение или завершает выполнение программы. never появляется, когда TypeScript определяет, что в объединении ничего не осталось.
function fn(x: string | number) {
  if (typeof x === 'string') {
    // что-то делаем
  } else if (typeof x === 'number') {
    // что-то делаем еще
  } else {
    x; // имеет тип 'never'!
  }
}

Function

Глобальный тип Function описывает такие свойства, как bind, call, apply и другие, присутствующие во всех значениях функций в JavaScript. Он также имеет специальное свойство, позволяющее вызывать значения типа Function — такие вызовы возвращают any:
function doSomething(f: Function) {
  return f(1, 2, 3);
}
Это нетипизированный вызов функции, и его обычно лучше избегать из-за небезопасного возвращаемого типа any. Если вам нужно принять произвольную функцию без ее вызова, тип () => void, как правило, безопаснее.

Остальные параметры и аргументы (rest)

Остальные параметры

В дополнение к использованию необязательных параметров или перегрузок функций, которые могут принимать множество фиксированных аргументов, мы также можем определить функции, которые принимают неограниченное количество аргументов, используя синтаксис остальных параметров (rest parameters). Остальные параметры появляется после всех остальных параметров и используют синтаксис ...:
function multiply(n: number, ...m: number[]) {
  return m.map((x) => n * x);
}
// 'a' имеет значение [10, 20, 30, 40]
const a = multiply(10, 1, 2, 3, 4);
В TypeScript аннотация типа для этих параметров неявно является any[] вместо any, и любая указанная аннотация типа должна иметь форму Array<T> или T[] или тип кортежа (о котором мы узнаем позже).

Остальные аргументы

И наоборот, мы можем предоставить переменное количество аргументов из массива, используя синтаксис распыления (spread syntax). Например, метод массивов push принимает любое количество аргументов:
const arr1 = [1, 2, 3];
const arr2 = [4, 5, 6];
arr1.push(...arr2);
Обратите внимание, что в целом TypeScript не предполагает, что массивы иммутабельные. Это может привести к неожиданному поведению:
// Предполагаемый тип number[] - массив с двумя или более числами,
// не конкретно с двумя числами
const args = [8, 5];
const angle = Math.atan2(...args);
// A spread argument must either have a tuple type or be passed to a rest parameter.
// Распыленный аргумент должен быть типом кортежа или отправлен как остальные параметры (rest)
Лучшее решение для этой ситуации зависит от вашего кода, но в целом const является наиболее простым решением:
// Представлен как кортеж длины 2
const args = [8, 5] as const;
// OK
const angle = Math.atan2(...args);
Использование остальных аргументов может потребовать включения downlevelIteration если старые среды выполнения являются целевыми.

Деструктуризация параметров (Parameter Destructuring)

Вы можете использовать деструктуризацию параметров для удобной распаковки объектов, предоставленных в качестве аргумента, в одну или несколько локальных переменных в теле функции. В JavaScript это выглядит так:
function sum({ a, b, c }) {
  console.log(a + b + c);
}
sum({ a: 10, b: 3, c: 9 });
Аннотация типа для объекта идет после синтаксиса деструктурирования:
function sum({ a, b, c }: { a: number; b: number; c: number }) {
  console.log(a + b + c);
}
Это может выглядеть немного многословно, но здесь вы также можете использовать именованный тип:
type ABC = { a: number; b: number; c: number };
function sum({ a, b, c }: ABC) {
  console.log(a + b + c);
}

Присваиваемость функций

Возвращаемый тип void

Возвращаемый тип void для функций может привести к необычному, но ожидаемому поведению. Контекстуальная типизация (contextual typing) с возвращаемым типом void не заставляет функции ничего не возвращать. Иными словами, По-другому можно сказать, что функция с возвращаемым типом void (type vf = () => void), при реализации может вернуть любое другое значение, но оно будет проигнорировано. Таким образом, допустимы следующие реализации () => void:
type voidFunc = () => void;

const f1: voidFunc = () => {
  return true;
};

const f2: voidFunc = () => true;

const f3: voidFunc = function () {
  return true;
};
И когда возвращаемое значение одной из этих функций будет присвоено другой переменной, оно сохранит тип void:
const v1 = f1();

const v2 = f2();

const v3 = f3();
Поэтому следующий код валидный, несмотря на то, что Array.prototype.push возвращает number, а метод Array.prototype.forEach ожидает функцию с возвращаемым типом void.
const src = [1, 2, 3];
const dst = [0];

src.forEach((el) => dist.push(el));
Есть еще один особый случай, о котором следует знать, когда литеральное определение функции имеет возвращаемый тип void, эта функция не должна ничего возвращать.
function f2(): void {
  // @ts-expect-error
  return true;
}

const f3 = function (): void {
  // @ts-expect-error
  return true;
};

Доступ к данным через рефы в React

2 года назад·6 мин. на чтение

Если вы хотите, чтобы React компонент «запоминал» некоторую информацию, но вы не хотите, чтобы эта информация запускала новые рендеры, вы можете использовать ref (рефы)

Содержание туториала по React Если вы хотите, чтобы компонент «запоминал» некоторую информацию, но вы не хотите, чтобы эта информация запускала новые рендеры, вы можете использовать ref (рефы).

Добавление рефа в компонент

Вы можете добавить реф в свой компонент, импортировав хук useRef из React:
import { useRef } from 'react';
Внутри вашего компонента вызовите хук useRef и передайте начальное значение, на которое вы хотите сослаться, в качестве единственного аргумента. Например, вот ссылка на значение 0:
const ref = useRef(0);
useRef возвращает такой объект:
{
  current: 0; // Значение, отправленное в useRef
}
Вы можете получить доступ к текущему значению этого рефа через свойство ref.current. Это значение является изменяемым, то есть вы можете как читать, так и писать в него. Это как секретный карман вашего компонента, который React не отслеживает. (Вот что делает его лозейкой из одностороннего потока данных React — подробнее об этом ниже) В примере ниже кнопка будет увеличивать ref.current при каждом нажатии:
import { useRef } from 'react';

export default function Counter() {
  let ref = useRef(0);

  function handleClick() {
    ref.current = ref.current + 1;
    alert('You clicked ' + ref.current + ' times!');
  }

  return <button onClick={handleClick}>Click me!</button>;
}
Реф указывает на число, но, как и состояние, вы можете указать что угодно: строку, объект или даже функцию. В отличие от состояния, ref — это простой объект JavaScript со свойством current, которое вы можете читать и изменять. Обратите внимание, что компонент не перерисовывается при очередном инкременте. Как и состояние, React сохраняет рефы между повторными рендерингами. Однако установка состояния повторно рендерит компонент. А изменение рефа - нет.

Пример: создание секундомера

Вы можете комбинировать рефы и состояние в одном компоненте. Например, давайте создадим секундомер, который пользователь может запускать или останавливать нажатием кнопки. Чтобы отобразить, сколько времени прошло с тех пор, как пользователь нажал «Старт», вам нужно будет отслеживать, когда была нажата кнопка «Старт» и какое сейчас время. Эта информация используется для рендеринга, поэтому вы сохраните ее в состоянии:
const [startTime, setStartTime] = useState(null);
const [now, setNow] = useState(null);
Когда пользователь нажимает «Старт», вы будете использовать setInterval для обновления времени каждые 10 миллисекунд:
import { useState } from 'react';

export default function Stopwatch() {
  const [startTime, setStartTime] = useState(null);
  const [now, setNow] = useState(null);

  function handleStart() {
    // Начало отсчета
    setStartTime(Date.now());
    setNow(Date.now());

    setInterval(() => {
      // Обновление текущего времени каждые 10 мс
      setNow(Date.now());
    }, 10);
  }

  let secondsPassed = 0;
  if (startTime != null && now != null) {
    secondsPassed = (now - startTime) / 1000;
  }

  return (
    <>
      <h1>Time passed: {secondsPassed.toFixed(3)}</h1>
      <button onClick={handleStart}>Start</button>
    </>
  );
}
При нажатии кнопки «Стоп» нужно отменить существующий интервал, чтобы он перестал обновлять переменную состояния now. Вы можете сделать это, вызвав clearInterval, но вам нужно указать идентификатор интервала, который ранее возвращался вызовом setInterval, когда пользователь нажимал «Старт». Вам нужно где-то хранить идентификатор интервала. Поскольку идентификатор интервала не используется для рендеринга, вы можете сохранить его в рефе:
import { useState, useRef } from 'react';

export default function Stopwatch() {
  const [startTime, setStartTime] = useState(null);
  const [now, setNow] = useState(null);
  const intervalRef = useRef(null);

  function handleStart() {
    setStartTime(Date.now());
    setNow(Date.now());

    clearInterval(intervalRef.current);
    intervalRef.current = setInterval(() => {
      setNow(Date.now());
    }, 10);
  }

  function handleStop() {
    clearInterval(intervalRef.current);
  }

  let secondsPassed = 0;
  if (startTime != null && now != null) {
    secondsPassed = (now - startTime) / 1000;
  }

  return (
    <>
      <h1>Time passed: {secondsPassed.toFixed(3)}</h1>
      <button onClick={handleStart}>Start</button>
      <button onClick={handleStop}>Stop</button>
    </>
  );
}
Когда информация используется для рендеринга - держите ее в состоянии. Когда информации нужна только обработчикам событий и ее изменение не требует повторного рендеринга - использование ссылки может быть более эффективным.

Различия между рефами и состоянием

Возможно, вы думаете, что рефы кажутся менее «строгими», чем состояние. Например, вы можете изменить их вместо того, чтобы постоянно использовать функцию установки состояния. Но в большинстве случаев вы захотите использовать состояние. Рефы — это лозейка, которая вам часто не потреюуется. Сравним состояние и рефы:
РефыСостояние
useRef(initialValue) возвращает { current: initialValue }useState(initialValue) возвращает текущее значение переменной состояния и функцию установки состояния ([value, setValue])
Не запускает повторный рендеринг при его изменении.Запускает повторный рендеринг при его изменении.
Изменяемый — вы можете изменять и обновлять значение current вне процесса рендеринга.Неизменный (иммутабельный) — вы должны использовать функцию установки состояния, чтобы изменить переменные состояния, чтобы поставить в очередь повторный рендеринг.
Вы не должны читать (или записывать) значение current во время рендеринга.Вы можете прочитать состояние в любое время. Однако каждый рендер имеет свой собственный снимок состояния, который не меняется.
Вот кнопка-счетчик, реализованная с состоянием:
import { useState } from 'react';

export default function Counter() {
  const [count, setCount] = useState(0);

  function handleClick() {
    setCount(count + 1);
  }

  return <button onClick={handleClick}>You clicked {count} times</button>;
}
Поскольку отображается значение count, имеет смысл использовать для него значение состояния. Когда значение счетчика устанавливается с помощью setCount(), React повторно отображает компонент, и экран обновляется, чтобы отразить новое значение счетчика. Если вы попытаетесь реализовать это с помощью ref, React никогда не будет повторно отображать компонент, поэтому вы никогда не увидите изменения счетчика. Посмотрите, как нажатие на эту кнопку не обновляет ее текст:
import { useRef } from 'react';

export default function Counter() {
  let countRef = useRef(0);

  function handleClick() {
    // В таком случае ререндеринг компонента Не происходит
    countRef.current = countRef.current + 1;
  }

  return (
    <button onClick={handleClick}>You clicked {countRef.current} times</button>
  );
}
Вот почему чтение ref.current во время рендеринга приводит к ненадежному коду. Если вам это нужно, используйте вместо этого состояние.

Как работает useRef внутри?

Хотя и useState, и useRef предоставляются React, в принципе useRef может быть реализован поверх useState. Вы можете представить, что внутри React useRef реализован так:
// Внутри React
function useRef(initialValue) {
  const [ref, unused] = useState({ current: initialValue });
  return ref;
}
Во время первого рендеринга useRef возвращает { current: initialValue }. Этот объект хранится в React, поэтому при следующем рендеринге будет возвращен тот же объект. Обратите внимание, что в этом примере не используется установщик состояния. В этом нет необходимости, потому что useRef всегда должен возвращать один и тот же объект. React предоставляет встроенную версию useRef, потому что она достаточно распространена на практике. Но вы можете думать об этом как об обычной переменной состояния без сеттера. Если вы знакомы с объектно-ориентированным программированием, рефы могут напомнить вам поля экземпляра, но вместо this.something вы пишете somethingRef.current.

Когда использовать рефы?

Как правило, вы будете использовать рефы, когда вашему компоненту нужно «выйти за пределы» React и взаимодействовать с внешними API — часто API браузера, который не повлияет на внешний вид компонента. Вот несколько таких редких ситуаций:
  • Хранение других объектов, которые не нужны для вычисления JSX.
Если вашему компоненту нужно хранить какое-то значение, но это не влияет на логику рендеринга, выбирайте реф.

Рекомендации по использованию рефов

Следование этим принципам сделает ваши компоненты более предсказуемыми:
  • Относитесь к рефам как к лозейке. Рефы полезны при работе с внешними системами или API-интерфейсами браузера. Если большая часть логики вашего приложения и потока данных зависит от рефов, возможно, следует пересмотреть свой подход.
  • Не читайте и не записывайте ref.current во время рендеринга. Если во время рендеринга требуется некоторая информация, используйте вместо этого состояние. Поскольку React не знает, когда изменяется ref.current, даже его чтение во время рендеринга затрудняет прогнозирование поведения вашего компонента. (Единственным исключением является такой код, как if (!ref.current) ref.current = new Thing(), который устанавливает ссылку только один раз во время первого рендеринга.)
Ограничения состояния React не распространяются на ссылки. Например, состояние действует как снимок для каждого рендеринга и не обновляется синхронно. Но когда вы изменяете текущее значение ref, оно немедленно меняется:
ref.current = 5;
console.log(ref.current); // 5
Это связано с тем, что сам реф является обычным JavaScript объектом и ведет себя как объект. Вам также не нужно беспокоиться о том, чтобы избежать мутации, когда вы работаете с рефами. Пока объект, который вы мутируете, не используется для рендеринга, React не волнует, что вы делаете с рефом или его содержимым.

Рефы и DOM

Вы можете указать ссылку на любое значение. Однако наиболее распространенным вариантом использования ссылки является доступ к элементу DOM. Например, это удобно, если вы хотите сфокусировать инпут программно. Когда вы передаете реф в атрибут ref в JSX, например <div ref={myRef}>, React поместит соответствующий элемент DOM в myRef.current.

Резюме

  • Рефы — это лозейка для хранения значений, которые не используются для рендеринга. Вы не будете нуждаться в них часто.
  • Ссылка — это простой объект JavaScript с одним свойством, называемым current, которое вы можете прочитать или установить.
  • Вы можете попросить React дать вам реф, вызвав хук useRef.
  • Как и состояние, рефы позволяют сохранять информацию между повторными рендерингами компонента.
  • В отличие от состояния, установка значения current рефа не вызывает повторный рендеринг.
  • Не читайте и не записывайте ref.current во время рендеринга. Это затрудняет прогнозирование вашего компонента.